Войти в почту

Арт-объект на берегу пруда вызвал неоднозначную реакцию екатеринбуржцев

В Екатеринбурге на Верх-Исетском пруду, только-только освободившемся ото льда, всплыла голова младенца. Жуткая новость проходила в разделе "Культура", а не "Криминал", но народ все равно помчался смотреть. И было на что: почти трехметровая голова серого цвета с закрытыми глазами покоилась на краю пирса. Собаки ошалело лаяли, дети пугались, мужики бормотали что-то себе под нос, женщины делились впечатлениями.

Арт-объект на берегу пруда вызвал неоднозначную реакцию екатеринбуржцев
© Российская Газета

- Это "ЧО"… - задумчиво произнесла одна.

- Чо-чо, не видишь - голова. Бедненький. На остальное, видать, железа не хватило.

- Нет, это фестиваль такой был, "ЧО" называется, вот они и установили. Типа искусство.

- Тогда нормально, какое название - такое и искусство.

"Жуткая скульптура, лишенная смысла и эстетики. Голова малыша Доуэля"

На самом деле "уральская паблик-арт-программа" только название имеет не вполне благозвучное, а цели очень даже красиво сформулированные: "развитие темы уральской идентичности, истории города и локального патриотизма, поиск скрытых локальных инсайтов и диалог с сообществами". В качестве затравки для диалога и появился арт-объект, созданный местными художницами Людмилой Калиниченко и Ксенией Лариной. Авторы уверяют, что их произведение имеет огромную смысловую нагрузку: уральские заводы возникли на берегах рек, вода наполняла энергией и запускала станки и механизмы, стало быть, младенец, вышедший из этой же воды и отлитый из алюминия, "несет в себе индустриальное наследие и вместе с тем обращен в будущее".

Ну да, мы уже понимаем: современное искусство (не все, разумеется) - искусство кураторов, то есть людей, которые растолковывают зрителю, что имел в виду художник. Поэтому хорошо объясненная сухая ветка, продернутая в мотки скотча, становится "произведением московского концептуализма" и за несколько миллионов приобретается Третьяковской галереей. Наверное, авторам вместе с "ЧО"-кураторами стоило организовать дежурство возле своего произведения для заявленного "диалога с сообществом" и просвещать народ. Но они положили голову на пирс и ушли. Пришлось горожанам "разъяснять" младенца своими силами. Форумы вскипели негодованием:

"Искусство должно быть прекрасно. Почему люди со здоровой психикой должны искать сакральный смысл в шизоидном глюке?!"

Есть и конкретные вопросы и предложения:

"На какие деньги, интересно, это сделали?"

"А она правда из алюминия? Может, торговцев металлом привлечь, чтоб разобрали тихонько?"

Организаторы обиделись и ответили: деньги не бюджетные. Раз не нравится, уберут голову, отвезут в Сысерть, наденут на сваю, и будет она торчать из воды, как нормальный утопленник, ой, то есть символ обращенного в будущее индустриального наследия. И пусть тогда у жителей Сысерти уже голова болит.

А вообще появление спорных арт-объектов в общественных пространствах неизбежно, как неизбежны конфликты между продвинутыми художниками, твердо намеренными "осчастливить", и консервативной публикой, желающей, чтобы было красиво или хотя бы понятно. С одной стороны, дамы проснулись знаменитыми. С другой - еще вопрос, является ли этот "арт" искусством.

- Искусство - не просто умение что-то выразительно нарисовать, вытесать, отлить, - очень кстати заметил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений на открытии выставки, проходящей в эти же дни в Екатеринбурге. - Искусство - прежде всего душа художника. Мастер берет земные предметы - краски, холсты - и делает из них шедевр, отражает красоту своей души. А дальше происходит интересное: человек встречается с этой красотой, она становится его достоянием, совершенствует уже его душу.

Вот в таком случае никакой кураторский текст про "скрытые инсайты" не нужен, все понятно без слов.