Войти в почту

Плейбек и "Простодушные": от рождения спектакля прямо на сцене до игры "особенных" актеров

"Я поражалась, что почти все начинали плакать"

Плейбек и "Простодушные": от рождения спектакля прямо на сцене до игры "особенных" актеров
© ТАСС

— Что делает вас счастливой?

— Обычно над моим ответом все смеются.

— Расскажите.

— Просекко и устрицы.

Зрители снисходительно улыбаются ответу вышедшей на сцену женщины.

— Нет, ну правда, это делает меня действительно счастливой. Горный курорт, я сижу одна, дети где-то сами играют, у меня в руке бокал просекко, на столе тарелка с устрицами, а впереди — горы. И мне сразу так хорошо.

После этого диалога музыкант начинает играть на скрипке, а актеры воссоздают услышанную ими историю. Когда они представляют, что в их руках находится бокал с просекко, они словно растекаются по сцене, испытывая самый настоящий катарсис и разделяя это чувство с рассказчицей.

— Так, кто еще ответит, что позволяет вам чувствовать себя настоящей женщиной?

Из зала поднимается робкая рука. Блондинка с каре, на вид студентка, в черной футболке, с бледной кожей и потухшими глазами: "У меня есть история, но она отличается от предыдущей. Там не так весело, как с просекко".

Девушку зовут Арина. Когда ей было десять лет, ее изнасиловал отчим. И она никогда не плачет — ее так с детства воспитывала мама, говорила, что плачут только мужчины, потому что они слабые. После того как актеры отыграли ее рассказ про изнасилование, по щекам Арины потекли слезы (хоть мама и запрещала).

Каждый месяц в пространстве I need you space выступает театр импровизации Playback01. Каждое их выступление начинается со слов о том, что это театр зрительских историй, где пришедшие становятся режиссерами.

Марине 60 лет, несколько лет назад она впервые попала на представление плейбек-театра. Много раз ее звала с собой подруга, но она все время отказывала, были дела, а когда все-таки приняла приглашение, "пришла и влюбилась". С тех пор она старается не пропускать ни одного выступления. 

Сначала Марина с удивлением смотрела на тех, кто выходил рассказывать свои истории. Она была уверена, что никогда не окажется на месте рассказчика. "Но мне казалось магией то, что девять из десяти зрителей, садившихся на это место рассказчика, начинают плакать", — говорит Марина. 

Позже на одном из последующих перформансов была затронута тема, которая попала Марине "по болевой точке", — рассматривались взаимоотношения между мужчиной и женщиной, обсуждалась тема любви. Все, кто делились своими историями, в основном говорили о романтических отношениях. Марина же захотела рассказать о другой любви — материнской. Восемь лет назад ее сын уехал жить в другую страну, за 10 тыс. км от нее. "Я строю свою жизнь, наполняю ее чем-то, но тоска по любимому сыну все равно все время фоном во мне присутствует. И тут мне захотелось поделиться", — так Марина спонтанно подняла руку и оказалась на месте рассказчика. "Мне настолько метафорично, нежно, бережно и наполненно все это показали. Я сидела, у меня лились слезы. Актеры разделили со мной это, и я была очень благодарна", — говорит о своем первом опыте в роли рассказчика Марина. С тех пор она не один раз оказывалась на этом месте. 

Присутствие на выступлениях плейбек-театра она сравнивает с походом к психологу, но считает, что здесь эффект мощнее: "С психологом ты один на один, а здесь твои чувства сопереживаются всем залом, четырьмя актерами и музыкантами".

Менеджера Марину настолько вдохновил "этот сплав психологии и театра", что она захотела "поглубже в это окунуться". Так в течение года каждый месяц она ходила на занятия плейбеком. И за время обучения у нее состоялось уже три перформанса, на одном из которых она была кондактором, а на двух других — актрисой.

Дуня, на чьи выступления в Playback01 приходит Марина, тоже узнала о плейбеке не так давно. Она отучилась в театральном институте, уже работала в драматическом театре, когда ее близкая подруга подарила ей на день рождения сертификат на обучение этому жанру. 

Актриса посетила несколько мастер-классов по плейбеку, для нее это стало "светом в окошке". Ей понравилось импровизировать — зацепило то, что "искусство рождается здесь и сейчас".

Позже актеры Playback01 позвали Дуню к себе на репетиции. Она год к ним ходила, а потом решила отучиться на это направление в Центральной школе плейбек-театра. Ей особенно нравилось то, что "в отличие от драмтеатра здесь нет прим, нет главных".

Раз в неделю коллектив проводит репетиции. На них они наигрывают истории друг друга. "Я приду, расскажу, что у меня случилось, мне это сыграют, меня поддержат", — говорит Таня, актриса и кондактор Playback01. 

Она пришла в плейбек семь лет назад. Сначала она играла в театре импровизации, "но там было больше про смех, как стендап", и в какой-то момент ей "стало мало просто развлекать людей". И по совету знакомых она занялась плейбеком, поняв, что это приносит людям пользу. "У нас в России это некая замена личной терапии. В Европе истории в основном про социальные явления (я и социум, я и государство). А у нас личные истории. Люди идут, чтобы быть услышанными. Шесть человек на сцене очень внимательно тебя слушают и вникают. Зрителю полезно услышать другую точку зрения, увидеть, какой мир разнообразный", — считает Таня. Ей это самой пригождается в личной жизни: "Мы тренируемся слушать людей, это развивает эмпатию. Я могу почувствовать то, что и другой человек".

Каждый месяц команда решает, кто хочет вести перформанс. Когда ведущий выбран, формулируется тема, которая его волнует. "Например, у меня нет детей, поэтому я не смогу говорить про материнство", — объясняет Таня. Чаще она выступает именно в роли кондактора — "проводника между актерами и зрителями". Задача кондактора, по словам Тани, создать атмосферу доверия, защитить рассказчика (именно поэтому она сидит между ним и зрителями) и дать актерам материал. Другая важная функция — подготовить тизер к истории каждого рассказчика, "сформулировать ее сердце", чтобы актеры лучше понимали, что им нужно сыграть.

Помимо умения импровизировать, на занятиях плейбека актеров учат, как играть истории тех, кто пережил травматический опыт, чтобы не ранить рассказчика еще больше. Если тема перформанса связана с насилием, коллектив приглашает специалистов, которые объясняют, как общаться с пострадавшими, что можно делать и что нет. "Например, если речь про смерть, то не играть ее напрямую, а изобразить через метафору", — рассказывает Дуня. Именно поэтому, по словам актеров, так важно пройти обучение этому жанру, иначе можно "передавить" зрителя.

Но и у профессиональных актеров бывает так, что они не могут сыграть зрительскую историю по личным причинам, допустим, если это противоречит их ценностям. Тогда есть опция не играть. По словам Дуни, спасает то, что на сцене есть четыре человека: "Если ты не знаешь, как сыграть, то знают трое других; если не знают трое, то знает кто-то один; или идея может внезапно прийти в дуэте, в партнерстве". 

"Этих людей интересует все то же, что и нас: дружба, брак, интимные отношения, Бог, растения, машины"

Театр Простодушных существует с 1999 года. Он был создан Игорем Неупокоевым. После его смерти в 2020-м руководителем стал Димитрий Чернэ: "Я ждал, что кто-то продолжит его работу, но никто не начал, тогда я решил сделать это, мне было не все равно". Младшей актрисе театра 18, а старшему участнику труппы — 58.

Димитрий узнал о "Простодушных", когда ему было девять лет, в 2003 году. Тогда он вместе с родителями пошел на их спектакль. "Меня так воспитывали, я знал, что есть разные люди, проекты, подачи", — говорит Чернэ. Со временем Неупокоев стал его мастером.

В 2021 году театр выпустил три новых спектакля. В этом году труппа уже отыграла несколько, а 31 мая выйдет премьера — "Пир во время чумы".

На репетициях можно услышать такие диалоги:

— Люд, а не твоя очередь?

— Ой, я отвлеклась…

Или:

— Настюх, ну ты же знаешь этот текст.

— Я просто… ну путаюсь я, что там после… и не все прописано, Дим. Про "сволочь" не забудь, пропиши мне все обязательно.

"У каждого свое. Есть те, кому важно, чтобы все было прописано, ему сложно импровизировать. А есть те, кто ненавидит текст, они обожают импровизировать", — рассказывает Димитрий. Актриса "Простодушных" Настя относится к первому типу. У нее ДЦП, ей тяжело ориентироваться в пространстве, и у нее проблемы с памятью. Бывает так, что она звонит со словами "я не могу дойти", тогда приходится бежать к ней, встречать.

Труппа репетирует три раза в неделю по 5–6 ч в день. По словам Димитрия, нужно заниматься постоянными повторениями, чтобы был результат. Режиссеры "Простодушных" разработали индивидуальный подход, чтобы объяснять ребятам сложные формы повествования (например, такие слова, как "кручина" или "отрада"). Они делают это через просторечия, через примеры, которые близки актерам.

Команда дает ребятам вещи более сложные, чем те, которые они могут сделать, — кто-то усваивает 5%, кто-то — 20%, но "подвижка есть у всех". Так они доказывают, что способны на большее, когда все убеждены в том, что программа-максимум уже достигнута.

33-летний Никита, по словам его мамы Ирины, раньше мог только прочитать текст, но "показать, красиво изобразить — нет". А сейчас у Ирины "идет дрожь по телу" от его игры, "у кого-то из зрителей текут слезы, кто-то сидит с восторгом на лице".

Когда семья возвращалась с двухлетним Никитой из Крыма, он отравился в поезде, попал в больницу. Помимо основного лечения, врачи посоветовали сдать анализ на синдром Дауна. Подтвердилось. У Никиты мозаичная форма (этот тип заболевания характеризуется менее выраженными симптомами).

С шести лет он занимается в театре. Сначала это был театр "Открытое искусство", потом он был приходящим актером у "Простодушных". Сейчас Никита работает, играет на фортепиано и репетирует с Димитрием Чернэ. "Театр много хорошего принес. Единственное, конечно, я как мама не всегда довольна тем, что он постоянно занят", — говорит 56-летняя Ирина.

Еще одна задача театра — чтобы актеры научились запоминать отыгрыши, знали, где что стоит, как с чем взаимодействовать, как сымпровизировать, развить то, что раньше не умели делать. "Была история, когда одному парню психиатр посоветовал прийти в наш театр. Они пришли. И у нас помогло больше, чем делалось до этого. Замкнутость ушла. Выходит на сцену — кричит, танцует", — рассказывает Чернэ. 

Ольга, мама 35-летнего Димы, который играет главную роль в спектакле "Моцарт", подтверждает слова Чернэ. Когда Дима пошел в театр, у него ушла зажатость. Раньше его приходилось долго упрашивать, чтобы он что-то изобразил, больше этого не требуется — "у него нет страха, кто что о нем подумает". 

Дима попал в театр, когда ему было 17. Сначала он просто ходил на занятия, ему ставили речь, учили играть маленькие сценки. Основным требованием Неупокоева к ребятам было не пропускать репетиции. Все остальное он взял на себя. "Мы их доверили ему, он их сделал, слепил", — говорит Ольга.

У Димы мозаичная форма синдрома Дауна, он может сам себя обслужить, помогает родителям по дому. Ориентация по городу ему дается с трудом, обязательно нужен сопровождающий. С самостоятельными походами в магазин тоже непросто — если ему четко сказать, что купить, и дать нужную сумму, он справится. Но самостоятельно посчитать те же деньги не сможет, ему сложно понять ценность той или иной купюры, для него они все одинаковые.

Когда Дима пришел в театр, он постоянно простужался, из-за ослабленной носоглотки у него часто пропадал голос. Неупокоев повторял, вбивал им, что болеть нельзя, рассказывает Димина мама. И он стал бережнее относиться к своему здоровью.

Еще раньше ему "было лень читать". Но когда новый руководитель театра начал с ним репетировать, Дима пересилил себя, начал читать, рассказывает его мама: "Сейчас распечатывается текст, идет читка, Дима должен следить. Для него это определенный шаг над собой".

"Мы не нянчимся, мы стараемся относиться к ним на равных настолько, насколько возможно. Когда человек понимает, что мы на одном уровне, мы говорим на одном языке, они входят в этот статус доверия", — рассказывает о подходе команды "Простодушных" Чернэ.

После работы с "особенными" ребятами режиссерам "гораздо тяжелее передать роль актеру без синдрома Дауна". Его нужно учить взаимодействовать с отличными от него людьми, ждать, пока он привыкнет.

Выводя на сцену "аутсайдеров", команда режиссеров не только показывает, что такие люди есть, но и доказывает, что они могут делать искусство. "Это популяризация, дестигматизация. Этих людей интересует все то же, что и нас: дружба, брак, интимные отношения, Бог, растения, машины. Они тоже играют в компьютер, тоже смотрят сериалы", — говорит руководитель "Простодушных".

Сейчас проект существует на индивидуальные пожертвования и личные деньги Димитрия Чернэ. Помочь театру можно по ссылке.

Анастасия Харчишена