В Театре им. Маяковского выпустили главную премьеру юбилейного сезона - "Любовь по Маркесу"
В "Маяковке" выпустили главную премьеру юбилейного сезона - "Любовь по Маркесу". К 100-летию театра худрук и режиссер Егор Перегудов разыграл почти беспроигрышную комбинацию: за основу спектакля взял повесть своего любимого колумбийского писателя, а на главные роли пригласил звезд труппы, народных артистов Игоря Костолевского и Ольгу Прокофьеву. Теперь на Большой Никитской иногда можно обнаружить настоящий латиноамериканский квартал - знойный во всех смыслах, где реальность всегда готова преломиться в иллюзию.
Габриэль Гарсиа Маркес - знаковый автор для Егора Перегудова. В Студии театрального искусства с успехом идет его "Один день в Макондо" - спектакль, сочиненный когда-то со студентами ГИТИСа, по роману "Сто лет одиночества". Зрителей и правда приглашают провести в театре весь день и даже угощают мексиканским обедом. Теперь режиссер решил посмотреть на магический реализм писателя вместе с опытными артистами - но, в сущности, продолжая исследовать тему не просто отношений, но чувственности, где-то - интимных границ (об этом и его "Опасные связи" в Мастерской Фоменко), а, в конце концов, поиска ответа на вечный вопрос - что же такое любовь?
- Маркес - большой мистификатор, и его темы, персонажи, география кочуют из проведения в произведение, - рассказывает режиссер. - Он идеальный автор для театра, потому что в нем - и волшебство, и хулиганство, и искренность. Мысли, которые думают его герои и произносят со сцены артисты, мне кажется, сегодня очень важны. Но главная для нас тема - осознать, что такое любовь на самом деле.
В жизни Габито (Игорь Костолевский) любви никогда не было. Были 514 женщин - все они отмечены в небольшой записной книжице, но с каждой из них он ложился в постель исключительно за деньги. Вот и в день своего 90-летия Печальный мудрец (так он подписывает свои еженедельные колонки в газете) решает устроить себе праздник - ночь с "не бывшей в употреблении" девушкой. Та до утра крепко спит, и вдруг просто ее созерцание, молчаливое сидение на краешке кровати без единого касания пробуждают в герое чувства, которые он никогда не испытывал. И чем чаще Габито приходит к спящей, тем крепнет его любовь.
Он делится с ней своими мыслями, заботливо обустраивает скромную комнатку, подбирает для нее книги и пластинки. Называет ее Дельгадина-Худышка (Дарья Хорошилова) - песню про несчастную Дельгадину, которую собственный отец принуждал стать женой, когда-то маленькому Габито пела мать. Ирония судьбы или, как бы сейчас сказали, детская травма - ведь Худышке он годится даже не в отцы, а в деды…
Но это только в реальности возлюбленная спит. В мыслях Габито они живут полной жизнью - вместе пьют чай, дурачатся, переживают ураган. И этот мощный ветер, казалось бы, абсолютно чуждый южноамериканской духоте с ее вездесущими вентиляторами и спасающими от жгучего солнечного света шаттерсами, врывается в жизнь человека, уже ничего подобного не ждущего, и сбивает с ног.
Дельгадина, конечно, совсем не похожа на прочих женщин из жизни Печального мудреца. А на сцене, кажется, собрали их всех - соблазнительные красотки танцуют с кусками торта, и десятки ярких праздничных свечей мелькают в темноте, как вся прошедшая жизнь. Или вот та, полностью обнаженная нимфа, на которой он обещал жениться, но в день свадьбы просто заперся в комнате и не вышел. Даже в живом оркестре - одни женщины. Вероятно, и среди них Габито бы вспомнил кого-то из своего списка. Всюду эмоциональное и чувственное танго (хореография Дениса Тагинцева, чемпиона мира по латиноамериканским танцам) - но девушки танцуют с девушками, дождутся ли они своих "половинок"?
Маркес - большой мистификатор. Он идеальный автор для театра, потому что в нем - и волшебство, и хулиганство, и искренность
Ольга Прокофьева играет держательницу борделя Росу, с Габито - они примерно одного возраста. Оба испещрены морщинами, сутулы и говорят скрипучими голосами. Но во втором акте внезапно этот невероятный грим пропадает, герои молодеют - наконец, приближаются к своему счастью. Печальный мудрец вместо обычных колонок начинает писать в газету любовные письма, ими зачитывается весь город. Покупает для Дегальдины велосипед и сам же "наворачивает" на нем круги по сцене. Наблюдая за этим преображением, сбрасывает пару десятков лет и Роса. В самом конце они заключат договор, почти брачный контракт, - кто переживет другого, забирает себе все, что ему принадлежало. И продолжает заботиться о малышке Дельгадине.
Что ж, любви тоже можно научиться. И это тоже - по Маркесу.