Всем миром: представители разных конфессий возрождают православный храм в Краснооктябрьском округе

Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Александрово Краснооктябрьского округа был построен в 1830 году, десятилетиями разрушался, и сейчас его возрождают сами сельчане. Красная кирпичная кладка с утратами. Непокрытая колокольня. Известковая побелка наполовину обвалилась, штукатурка внутри — тоже. Это, как и контуры фресок на стенах, и слабые следы от них мы увидим чуть позже, зайдя внутрь. Где-то цементные заплаты, торчащие железные скобы. Но стены стоят незыблемо вопреки времени. Твердыня! Утопленная цепь не спасла Об Александровском храме информируют видеоролики, которые можно найти в интернете. «Моя прабабушка говорила, что раствор между кирпичами храма был замешан на куриных яйцах. Строение это чрезвычайно крепкое. Не поддалась и колокольня», — рассказывает девичий голос за кадром. Озвучили ролик юные жительницы села. Видеоролики пересылают друг другу, выкладывают в группу «Село Александрово» в соцсетях. Прабабушка говорила еще, что когда приехали сбрасывать колокола, сельчане подучили детей утащить и утопить в сельском пруду цепь, с помощью которой колокола и крес­ты планировалось стаскивать вниз. Ребятишки так и сделали, однако ненадолго отсрочили печальную судьбу храма. Тогда колокола заставляли замолкать по всей стране. «Чистое злодейство, — отозвался тогда на борьбу с колоколами русский писатель Михаил Пришвин в своем дневнике. Прабабушке в то время было 12 лет. Церковь была трехпрестольной: главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы, южный престол в честь святого великомученика и архидиакона Стефана, северный престол — в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца. По советскому праву все церковные здания, равно и колокола, в одночасье перешли в распоряжение местных советов, которые «исходя из государственной и общественной нужды, использовали их по своему усмотрению». Александровские власти «по своему усмотрению» использовали намоленные стены под колхозный склад, в алтаре работала мельница. В двадцатые годы в церкви служил псаломщиком Иоанн Ромашкин. Советская власть не пощадила служителя: его и арестовывали, и ссылали, а в 1937 году расстреляли, и могилы не найти. Сейчас он причислен к лику святых. Последним священником храма был Иван Лаврентьевич Шекуров. В 1937 году расстрелян по приговору тройки НКВД. От старых времен сохранилась лишь одна черно-белая фотография церкви. Как она выглядела внутри, что было на фрес­ках — неизвестно. Тех, кого можно было расспросить, уже нет в живых. Возвращение к истокам Екатерина Блей с мужем корнями из Александрова, где жили их предки до седьмого колена. «Родилась и всю жизнь прожила в Нижнем Новгороде, но я — не городской житель. Всё тянуло сюда, на родину», — рассказывает Катя.Несколько лет назад всей семьей они перебрались в Александрово. Поселились рядом с храмом. И все мечтала: вот бы кто-то начал восстановление храма, вот бы присоединиться. В церковь было не войти — все пространство заросло деревцами и бурьяном, репейник с лебедой, выше человеческого роста. Стены завалены землей с мусором. Пространство перегорожено каменной новодельной стеной. В алтаре остались огромные жернова от мельницы. А в 2018 году появился в церкви незнакомый молодой священник с двумя ребятишками и начал с ними очищать алтарь. Ходит, напевает молитву, выбрасывает из алтаря какие-то ржавые ведра. Катя — туда, спрашивает: «А вы — кто?» Он в ответ: «Это вообще неважно, я здесь в гостях. А вот вы — кто? Почему святое место загадили? В селе не осталось мужчин, чтобы очистить святое место?». И так пробрал, так отчихвостил. «Говорил он про всех, но слушала-то я одна, — вспоминает она сейчас. — Так мне стало стыдно! Действительно, что же мы своими руками ничего не можем сделать? И мы начали разгребать эту грязь, которая накопилась в церкви. Сначала несколько человек, к ним стали присоединяться другие».Всё происходило как бы само собой. Вот появился гусеничный трактор — выволок из алтаря жернова. Вытащили весь хлам, убрали поросль и лебеду с репьями. Не хватало профессиональных рук — появился строитель, пообещал помощь. Но бригаде рабочих надо платить. Всем миром стали собирать деньги. Первую смету подписали на восстановление крыши. И вот хотите верьте, хотите нет. Один из престолов храма — в честь Николая Чудотворца, строителя зовут Николаем и смету на восстановление крыши с ним подписали на Николу в декабре. Случайно появился этот строитель, нет? А священник тот так больше не появился и имя свое не сказал. Только несколько икон оставил в алтаре. Их позже нашли, когда прошли в алтарную часть со стороны трапезной. Медленно, но верно Возрождение храма началось в 2019 году, когда расчистили пространство внутри. В 2020 году убрали мусор вокруг храма и накрыли крышей трапезную часть, в 2021 году установили крест на куполе, крышу алтаря, окна на северной стороне, в 2022 — окна на южной стороне. Казалось бы, неспешно. Но в селе живут от силы 100 – 150 человек (летом, с дачниками, побольше). И всё — своими силами, и всё — на собранные мирянами деньги.Приезжал из Салганской церкви священник, отец Игорь. Молебен и проповедь тронули сердца людей, работа пошла быстрей. «Если честно, первый год мне очень хотелось, чтобы скорее были золотые купола, — признается Екатерина. — Я думала: вот бы нашелся спонсор, и все бы сразу случилось! А потом меня осенило, что Бог дает людям возможность участвовать в восстановлении святого места. Один дал сто руб­лей на кирпичик. Другой выдернул старую железку с кровли. Кто-то помог вручную разгрузить машину кирпичей. Люди ведь разные помогают — девчонки, дети, верующие, неверующие. Как-то привезли из Салганской администрации машину досок. Машину разгружают, я тем временем водителю рассказываю историю храма. Он улыбается, достает купюру из кармана — «вот, возьмите на восстановление». Спрашиваю, как зовут, чтобы имя указать в записке о здравии. Он отвечает: «Эльдар, так что не надо за меня молиться». В восстановлении православной церкви участвуют люди разных конфессий. Люди сами собой находятся, звонят, приезжают. Это Бог помогает».В прошлом году позвонил человек, представился Евгением Шекуровым. Оказалось — потомок последнего здешнего священника. Сам из Москвы, он нашел в интернете ролик о храме, где указан телефон для сбора денег. Приезжал сюда с сестрой. Теперь помогает деньгами. С крестом тоже была удивительная история. Когда меняли кресты в Карповской церкви Нижнего Новгорода, старый крест предложили александровцам. Николай Рябов, тот самый строитель, крест немного подреставрировал, выяснил, как его ставить — на храме должна быть маковка, на маковке — луковка, а на луковке крест — сосчитал смету, назвал сумму. А денег на этот момент собрано мало. Так он сам заплатил за кран, сам забрался на высоту, сам укрепил крест. Правда, пока установил его непосредственно на купол. «Для меня очень серьезная проблема — самой решить, куда направить собранные деньги. Не хватает координатора работ, — сетует Екатерина, назначенная казначеем. — Хорошо бы, кто-то взял на себя ответственность за руководство работами. Найти бы хорошего смышленого мужика». Душа молитвы просит Сейчас в церкви стоят иконы на подставках, подсвечники. Каждое воскресенье, каждый праздник люди приходят сюда молиться. Стоять в храме холодно, храм-то летний, да еще и неухоженный до конца. Но приходят — когда два человека, когда десять. Душа по молитве тоскует, зовет в намоленные стены. Молитвы знают не все — тексты из молитвослова распечатывают, раздают, чтобы дома почитали, подумали над содержанием. Приезжал Благочинный из Большого Болдина. «Служите, как служили, молитесь, как молились, — обратился он к людям. — Препятствий чинить не будем». Духовным окормителем назначил отца Игоря из Салган. Так что отец Игорь приезжает теперь за лето несколько раз, служит водосвятные молебны. А еще подарил александровцам запрестольный крест, иконы и фонарь, с которым идут перед крестным ходом. «По воскресеньям мы ходим крестным ходом вокруг церкви. Говорят, что крестные ходы способствуют восстановлению, — рассказывает Екатерина. — И, действительно, как мы начали ходить с крестными ходами, работы стали активнее. Семимильными шагами не двигаемся, зато многие люди могут через эту помощь обратиться к Богу. Есть примеры, когда построили новую часовню, а она стоит на замке. Наша церковь разрушена, но люди в нее все равно ходят, пусть и немного. Это важнее золотых куполов». Светлана Кукина

Всем миром: представители разных конфессий возрождают православный храм в Краснооктябрьском округе
© Нижегородская правда