О чем рассказывают пейзажи Анастасии Коваленковой, внучки Маргариты Алигер
Что мы себе представляем, когда закрываем глаза и произносим слово "Родина"? Леса, поля, реки, родной дом, Кремль, соборы, маму с папой, баню на холме. Многие из этих образов пришли к нам даже раньше, чем мы их увидели - из колыбельных. Помните, "Месяц к нам в окно глядит", "За окном затих городок", "В поле деревце стоит"?
Образами России из нашего детского - а значит самого чистого и искреннего - подсознания наполнена выставка Анастасии Коваленковой, художницы, а также известной писательницы, автора детских книг, переведенных на многие языки. Выставка называется "Простое важное", она открылась в Тульском историко-архитектурном музее и уже вызвала неподдельный интерес любителей живописи и искусствоведов. Последние работы Коваленковой назвали сновидческими - из-за особого стиля, когда краска, кажется, исчезает с полотна прямо на глазах. Но правильнее говорить именно о колыбельной, "пропетой" художницей важным взрослым, которые забыли о простых вещах.
"В своем поиске я отбираю только по-настоящему сутевое, по-настоящему вечное, - говорит Коваленкова, - все проходящее и сиюминутное я отметаю, поэтому Дерево у меня очень цельное, почти круглое. Оно такое, которое я вижу, закрыв глаза, и сказав внутри себя - "дерево".
На одной из картин два желтых дерева, похожих на сахарную вату, между кронами затесался деревянный домик, втроем они стоят посреди поля и ночи. Все эти образы встречаются и у коллег Коваленковой по перу - у Набокова в его снах о России, у Чехова… От Антона Павловича художница взяла очень многое. Ее "Озеро" тоже больше, чем просто часть пейзажа. А где же чайка? А чайка - это зритель.
Русские пейзажи Анастасия Коваленкова осмысляет, что называется, с натуры 365 дней в году. Художница уже давно живет в отдаленной деревне под Переславлем-Залесским. К ней, порой, даже на тракторе не добраться - отсюда в работах Коваленковой столько черной распутицы, охры бескрайних полей. Но с другой стороны, только там и можно увидеть, как падают на деревянный стол и катятся в траву яблоки, как одинокое дерево в поле сбрасывает с себя лохмотья тумана, как на фоне перистых облаков кружит "Самолетик" - он же мечта и надежда. Увидеть, переплавить в архетипы и перенести на свои полотна. Так рождаются колыбельные, так писались пейзажи на русских иконах.
Под "Простое важное" отдано семь больших залов музея, если преодолеть их все, то пазлы русского бытия непременно сойдутся. Здесь представлено более 30 ее работ, созданных в разные годы.
А специально для выставки Анастасия Коваленкова написала 14-метровую панораму - она встречает гостей в первом зале - это обобщенный пейзаж Родины. Все тот же "мир вокруг меня" - серые, но манящие дороги, заснеженные и засеянные поля, глубинные и глубокие озера, и мы, уставшие путники, идущие своим путем, но всегда приходящие к месяцу в виде вопросительного знака.
Афиша
Выставка "Простое важное" работает до 28 мая.
Адрес: Тульский историко-архитектурный музей, проспект Ленина, 25, 27
Справка "РГ"
Анастасия Коваленкова - писатель, художник, график, книжный дизайнер, сказочник. Внучка поэта и переводчика Маргариты Алигер, дочь литератора Татьяны Макаровой и художника Сергея Коваленкова. Родилась в Ленинграде. Окончила художественную школу, затем факультет графики Художественного училища 1905 года. Живописные работы находятся в собраниях Третьяковской галереи, Альберто Сандретти, музеях современного искусства в Италии, галереях и частных коллекциях.