"Кулич и Пасха". Как гений-самоучка создал один из самых необычных храмов Петербурга
Троицкий храм был спроектирован по заказу князя Александра Вяземского — генерал-прокурора Сената, директора Императорского фарфорового завода. На вознаграждение, полученное им от Екатерины II, тот пожелал возвести храм, какого еще не видел Петербург.
"Храм "Кулич и Пасха" построен по проекту Николая Александровича Львова (1753–1804). В этом году исполняется 270 лет со дня рождения архитектора. Личность Львова примечательна со всех сторон, поскольку он был не только архитектором, но и ученым, музыкантом, поэтом. Он строил и проектировал без классического архитектурного образования. Происходил из дворянской семьи и служил в Преображенском полку, как и все дворяне того времени", — рассказывает доцент Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени Александра Штиглица, зампредседателя Совета по церковной архитектуре Санкт-Петербургского Союза архитекторов, руководитель архитектурного бюро "Тектоника" Кирилл Яковлев.
Львов известен как последователь принципов палладианства — течения в архитектуре европейского классицизма, основанного на переосмыслении античных традиций. Оно восходит к Андреа Палладио — итальянскому зодчему эпохи позднего Возрождения. Львов, часто бывавший в Европе, в частности в Италии, по дипломатической линии (после завершения военной карьеры он служил в Департаменте иностранных дел), всерьез заинтересовался наследием Палладио: он тщательно изучил постройки, созданные по его проектам, а впоследствии даже перевел на русский язык четыре его книги. Особое впечатление на Львова произвела древнеримская архитектура.
"Ему полюбилась тема ротонды — круглого храма (его называли в античности толосом). Таких храмов в Древнем Риме было довольно-таки много. Также в окрестностях Рима Львов увидел пирамиду — это была гробница знатного римлянина Цестия. Образы этих двух типов построек архитектор далее использовал в своих проектах", — отмечает Яковлев.
Архитектурный почерк Львова
Постройка Троицкого храма в Петербурге — тогда это было село Александровское под Петербургом — велась в 1785–1787 годах, освящение состоялось в 1790-м. Церковь выполнена в виде ротонды, снаружи окруженной 16 колоннами ионического ордера; ее круглая, купольная форма символизирует небесный свод, "вечность" и, как поясняет Кирилл Яковлев, "наилучшим образом передает дух архитектуры классицизма".
Характерные черты классицизма описал историк искусства XVIII века Иоганн Винкельман: "…это благородная простота, спокойное величие, плавная гармоничность контуров и верные пропорции…" Храм построен с учетом церковных канонов. Чтобы внутреннее пространство функционально отвечало богослужебным задачам — Львов как архитектор об этом задумывался обязательно.
Внутри церковь оформлена белыми коринфскими пилястрами. Синий с золотом иконостас был перенесен сюда из Благовещенской церкви на Васильевском острове. Однако от того интерьера, что был при Львове, к настоящему времени ничего не осталось. "Сейчас убранство храма полностью XIX века. Тогда это было нормально: церкви перестраивались, интерьеры заново решались, не только у нас — везде", — поясняет эксперт.
На своем веку Николай Львов много раз использовал композиционный тип ротонды. "В Санкт-Петербурге мы знаем храм Пророка Илии на Пороховых — он тоже относится к авторству Львова. В Новгородской области — церковь Великомученицы Екатерины на Валдае (народное название — Львовская ротонда). А также его храмы в (современной) Тверской области: часовня Даниила Столпника в деревне Васильева Гора, погреб-ротонда в усадьбе Знаменское-Раёк (не сохранилась), Воскресенский храм в его родовом имении Никольское-Черенчицы. Все они круглые и имеют колоннаду… Еще он любил колоннаду в виде венчающей части колоколен. Такие он использовал в церкви Святой Великомученицы Екатерины в Мурино Ленинградской области, а также в тверских церквях. Это был типичный прием в творческом почерке Николая Львова. Другие архитекторы того времени не использовали в чистом виде образы ротонды, исключение только у Чарлза Камерона: храм Дружбы в Павловске", — поясняет Кирилл Яковлев.
"Колокольня Троицкой церкви была задумана Львовым в пирамидальной форме, олицетворяющей непоколебимость добродетели и победу над смертью. Пирамида — еще более удивительный образ для российского менталитета. До этого пирамиды у нас почти не строили, и именно Львов дал этому образу широкое распространение, вдохновившись пирамидой Цестия в Риме. Самая большая из построенных находится у нас в Петербурге. Также есть две пирамиды в Тверской области, но там они играли утилитарную роль погреба", — продолжает Яковлев.
На первом этаже колокольни Троицкой церкви размещается крестильная, на втором — звонница. На каждой из четырех ее граней с внешней стороны находятся часы, на их циферблатах — разное время, так как они нарисованы. "Возможно, раньше они были настоящие, нужно провести обследование", — отмечает эксперт. Изначально, при Львове, колокольня была кирпичной, впоследствии ее оштукатурили, в послевоенное время из-за угрозы разрушения — покрыли железными листами.
Ротонда и пирамида рядом — "это был необычный прием, такого сочетания больше нигде нет — не только в России, но и в мире", подчеркивает эксперт: "Львов был экспериментатором по своей сути, придумывал все время новые решения. Он не копировал античные и палладианские постройки, а пытался их переосмыслить по-новому, придать им новое решение, и это у него получалось".
Достройки XIX века и судьба храма в советские годы
Облик Троицкого храма со временем претерпел изменения, это было связано в том числе с ростом численности жителей села Александровского. "В 1857–1859 годах были пристроены притвор и ризница со стороны алтаря для хранения облачений, книг и утвари", — рассказывает Яковлев. В этот же период появилась ограда. "Вокруг храма была очень красивая ограда. К сожалению, она не сохранилась до наших дней, потому что храмовая территория была урезана, а также влияние оказала Великая Отечественная война", — поясняет он. В послевоенное время была установлена новая ограда, которая существует до сих пор.
В 1874 году в этом храме был крещен Александр Колчак, будущий адмирал, один из руководителей Белого движения во время Гражданской войны.
После Октябрьской революции настоятели и прихожане, как отмечается в материалах на информационных стендах у церкви, всеми силами пытались поддерживать диалог с властью, чтобы сохранить храм действующим и спасти его от разграбления. Несмотря на то что здание еще в 1931 году удалось передать под охрану Главнауки, от закрытия и частичного разорения это храм не спасло, а в 1937 году за борьбу против "изъятия культурных ценностей" был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян настоятель церкви протоиерей Леонид Дьяконов.
Благодаря решению председателя Володарского районного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Суслякова от 21 декабря 1937 года церковь была передана под организацию районной библиотеки (эти данные, обнаруженные в архиве, как подчеркивает Кирилл Яковлев, ранее не публиковались), таким образом храм удалось спасти от разрушения. В последующие годы почти все внутреннее убранство было уничтожено, изъято или вывезено в неизвестном направлении. Пропала в том числе и святыня храма — чудотворная икона Пресвятой Троицы, находившаяся там с 1824 года.
Районная библиотека в здании храма работала до начала войны, потом оно оставалось закрытым. Благодаря ходатайству митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) к председателю Ленгорсовета Петру Попкову в 1946 году он вновь открылся для прихожан.
Храм "Кулич и Пасха" был второй раз освящен в июне 1947 года. Иконы и церковную утварь для него помогали собирать прихожане, многое они принесли из тогда еще закрытых церквей. Так в храм попали чудотворные иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость (с грошиками)" из Скорбященской церкви на Стеклянном заводе, а также образ святителя Николая Чудотворца из Никольской церкви в Колпине.
Потребность в реставрации
Храм "Кулич и Пасха" — памятник федерального значения. "Сейчас наша задача — сделать так, чтобы храм сохранялся уже в том виде, какой он есть, и может быть, подчеркнуть какие-то детали, которые под воздействием времени были утрачены или стали не видны. Например, вырос культурный слой и мы не видим ступеней. Постаменты у колонн храма раньше были из камня, но мы сейчас этот камень не видим, потому что он закрашен белой краской. Сам Троицкий храм нуждается в реставрации", — отмечает Кирилл Яковлев.
"Нужно провести комплексное обследование здания и, по-хорошему, вернуться к той отметке, на которой изначально был храм. Сейчас культурный слой вырос где-то на 30–40 см. То есть храм врос в землю. Этот слой нужно снять. Обследовать предстоит и сохранившиеся со времен Львова уникальные инженерные системы в подвале. Насколько я знаю, они достаточно хорошо сохранились. Они каменные", — поясняет Яковлев.
В планах также приведение в порядок территории вокруг храма. По словам Яковлева, сейчас с представителями Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры ведутся переговоры о ее расширении, что помогло бы раскрыть исторические ракурсы на церковь.
"Где-то они сейчас не очень удачные: появились хозпостройки, и они загораживают вид. Хотелось бы их передвинуть, восстановить историческую ограду по Обуховской Обороне в том виде, какой она была изначально в XIX веке — сейчас это новодел. Есть над чем дальше работать, и, в общем-то, эта работа сейчас ведется. Надеемся, что в ближайшем будущем удастся облагородить и привести этот комплекс в порядок, чтобы еще больше людей могли туда приезжать и восхищаться столь прекрасной архитектурой", — резюмирует Кирилл Яковлев.
Энтузиасты рассчитывают, что и сквер имени Николая Львова, расположенный рядом со станцией метро "Пролетарская", также скоро обретет новый вид. Как отмечает Кирилл Яковлев, сейчас он никак не обозначен: "Многие не знают, в честь кого этот сквер. Студенты кафедры средового дизайна академии Штиглица сейчас разрабатывают дизайн-проект благоустройства этого сквера с созданием памятника архитектору. Николай Львов заслуживает такого места. В этом сквере планируется разместить малые архитектурные формы и детскую площадку по образам построек архитектора для возникновения ассоциаций с его творчеством".
Александра Подервянская