Как собираются встречать Пасху священники, писатели, ученые и музыканты

"РГ" попросила известных современников - священников, писателей, философов - рассказать, какое место праздник Пасхи занимает в их жизни и как они его будут праздновать.

Как собираются встречать Пасху священники, писатели, ученые и музыканты
© Российская Газета

С каким чувством вы встречаете Пасху в этом году?

Петр Лундстрем, знаменитый скрипач, дающий концерты на Донбассе:

Мы всегда встречаем Пасху с настроением радости, надежды и веры в Бога. Ведь Пасха - это победа жизни над смертью, рая над адом. Христос - вочеловечившийся и взошедший на крест ради нас с вами - воскрес! Это самый радостный праздник в году, несмотря ни на что…

На Донбассе я часто играю Чакону Баха, посвященную восхождению на Голгофу. И всегда думаю о Донбасской Голгофе. Распятый Донбасс обязательно воскреснет. Враг будет разбит и победа будет за нами…

Священник Петр Гриценко, окормляет бойцов на Донбассе:

Для православных христиан Пасха - это праздник Победы. Вечной жизни над смертью, которая больше не существует. Самой главной в истории человечества победы. И поэтому у меня на Пасху настроение особенно радостное: праздников праздник. Мы радуемся и то и дело поздравляем друг друга пасхальным приветствием "Христос воскресе - воистину воскрес".

Несмотря на то, что сегодня идут бои, разворачиваются военные действия, этот праздник дает нам смысл жизни. За что мы сегодня воюем? За то, чтобы сохранить правду Христову.

Для меня Пасха всегда радость и свет. У меня в этот день блеск в глазах и летать хочется. Я с детства люблю Пасху.

Алексей Варламов, писатель:

Пасха - это единственный праздник, с которым не стоит поздравлять заранее. Потому что до него нам всем надо дожить. И каждый должен приложить к этому свое личное усилие, и тогда Пасха будет нам в награду. Мне кажется, что Пасха и происходит в том числе и потому, что мы хотим этого так сильно и страстно.

Алексей Козырев, философ:

Вместе с радостью, которая обязательно бывает на Пасху, у меня есть ощущение тревоги и сопереживания страдающим людям.

Идут военные действия, и они пока не близятся к своему завершению. Тяжелейшая ситуация сложилась на Украине, в Киево-Печерской Лавре, в Украинской православной церкви. Наши братья по вере переживают там сегодня гонения, как в тяжелые послереволюционные времена. Эти страдания, может быть, и возвышают верующего человека (есть такая поговорка: семя церкви - кровь мучеников). Но все таки не хотелось бы, чтобы в наше время возвращались к практикам намеренного унижения людей за веру и ограничения свободы совести и права на вероисповедование.

Мы помним, какой шок мы испытали, когда в 2020 году храмы закрывались из-за пандемии ковида. Это была по-своему тяжелая ситуация: впервые за много лет был искусственно приостановлен доступ в храм. И вот опять на Украине люди не могут прийти в храмы, потому что они закрыты или отняты. Это главное мое переживание и беспокойство.

Церковь все-таки - некий мистический организм. В ней нет политических границ и гражданской идентичности. Священник времен Серебряного века Валентин Свенцицкий называл верующих "гражданами неба".

Как вы проведете Пасху?

Алексей Варламов:

В этом голу у меня будет необычная Пасха, я уезжаю в Сербию. На празднование столетия нашего выдающегося филолога - Никиты Ильича Толстого. Он был моим профессором в университете и среди сонма замечательных преподавателей выделялся не только необычной внешностью - длинной белой бородой, очень веселым лицом и умными глазами - но он никогда не скрываемой религиозностью. Он ее не выпячивал, не подчеркивал, но и не скрывал.

Она для него, родившегося в Сербии, с юности ходившего в храм, была естественной и органичной, без наших драм перехода от безверия к вере. И он всегда всех в университете поздравлял с Пасхой. Вольно ходил по университетским коридорам и говорил "Христос воскресе!" Для меня он был одним из проводников в церковь.

И вот в Страстную субботу ему исполняется 100 лет, и мы встретим этот день в Сербии, в небольшом городке Бршат, где он провел свое детство. А потом пойдем в храм в Белграде - святого Саввы или в Троицкий собор - пока еще не решили. Это будет первая в моей жизни Сербская Пасха.

В детстве у нас в семье - обычной, советской - Пасху не праздновали. Я стал ее отмечать в студенческие годы, мы с друзьями стали на Пасху ходить в храм, еще когда вокруг церквей дежурили комсомольские оперотряды и не пускали туда молодых людей. Чтобы попасть, надо было прийти заранее. И мы как-то прорывались. И с тех пор я стараюсь каждый год ходить на ночную пасхальную службу. Стараюсь быть и на службах Страстной недели. Потому что ты особенно переживаешь Пасху, когда побывал на службе в Страстной четверг и Страстную пятницу, приложился к Плащанице. Тогда торжество победы над смертью ощущается острее.

Протоиерей Петр Гриценко:

В этом году мы проведем Пасху на передовой, с нашими бойцами. Мы заказали нашим друзьям из Ставрополья 5000 куличей и отвезем их нашим солдатам. Думаю, что Пасха пройдет очень хорошо, и Господь не позволит тем, кто воюет против Бога и православной Церкви на Украине - испортить Пасху. Мы принесем нашим бойцам пасхальную радость и еще раз напомним, что они воюют за правду Христову, за нашу историческую правду, за Отечество, за веру. Думаю, что даже неверуюшие будут с нами радоваться. И мусульмане, как это не раз уже было, отвечать на пасхальное приветствие.

Алексей Козырев:

К Пасхе надо готовиться. Чем больше человек готовится, тем большую радость он испытает, когда праздник придет. Кто-то, готовясь, усиленно постится и исповедуется, а кто-то красит яйца и убирает квартиру. Но это тоже важный момент. Почистишь дом, а потом что-то почистишь в своей душе - простишь кому-то обиду…

Я обычно каждую Пасху вспоминаю Гоголя. Последний текст из "Выбранных мест из переписки с друзьями" под названием "Светлое воскресение", где сквозь сожаления об утрате смысла этого праздника рефреном звучат слова о том, что люди в этот день ощущают в своей душе какое-то младенчество.

Мне этот текст очень близок. Мы с друзьями читали его еще в студенчестве. Когда православие еще не возвратилось в общественную культуру, но идущих в храмы отслеживали комсомольские патрули, мы с другом, возвратившись с ночной пасхальной службы, открывали эту книгу и читали вслух последний текст... Это было время романтическое, время подъема и надежд.

Сегодня, когда праздник вернулся в наш обиход, мы проводим его по-семейному - идем на ночное богослужение, возвращаемся, немножко закусываем. На следующий день собирается семья, приходят друзья, или мы идем к кому-то в гости.

Петр Лундстрем:

Я часто встречаю Пасху в поездках. Но если дома, то обязательно с семьей, с родителями. Естественно, идем в храм на ночную службу, потом едем домой, разговляемся, едим всякие разные вкусности, пасху с куличами, мясо.

Егор Прохорчук, ученый, специалист в области медицинской геномики, член-корреспондент РАН:

Впервые буду встречать праздник без маминых куличей и задорного "Христос воскресе!" из уст своего самого близкого друга-священника. Ковид и американские снаряды забрали мое дорогое и родное. С одной стороны, мне грустно и одиноко, с другой - радостно оттого, что смерти нет. И праздник Пасхи еще одно вещественное напоминание об этом. На Страстной неделе всегда происходят какие-то важные события - это уже давнишнее наблюдение. Например, в 90-е годы у нас два раза в разные годы угоняли из двора старенькие "Жигули". А однажды на Страстной один из самых сильных научных журналов принял к печати нашу работу, которая во многом предопределила всю мою будущую научную жизнь.

Вписалась ли Пасха в нашу жизнь?

Алексей Варламов:

Я думаю, что у очень многих людей она и не выписывалась из жизни. Очень многие продолжали и в советское время соблюдать пасхальные традиции. Хотя бы внешние - куличи, пасха, поход на кладбище. Последнее, может быть, не очень канонически правильно, но, тем не менее, раз так сложилось, значит, так сложилось. Сегодня же любой человек, который хочет пойти на богослужение - волен это сделать. Я слышал, что по результатам соцопроса Пасха второй - после Дня Победы - любимый праздник. И это здорово.

Протоиерей Петр Гриценко:

Пасха от нас никуда не уходила. Несмотря на богоборческое время, Пасху все любили - и даже службу на Пасху не запрещали.

Петр Лундстрем:

Я думаю, что Пасха - радостный и счастливый праздник даже не для воцерковленных людей и для не часто ходящих в храм. Многие, кто не ходит в храм, приходят туда на Пасху. И по огласительному слову Иоанна Златоуста, церковь в этот день привечает всех - и кто постился, и кто не постился. Пришедших давно и недавно.

Алексей Козырев:

На пасхальные дни пришелся День Победы в 1945-м. С ними был связан и полет Гагарина. Православная Пасха попадала в ключевые события 20 века во времена, когда официально религии не было в светском пространстве… Но о Пасхе все равно помнили.

В моей семье Пасху не отмечали, родители были коммунистами, преподавателями и отмечали 1 мая. Но когда я попадал к бабушке в деревню, там все говорили о Пасхе... В народной среде Пасха существовала и в советскую эпоху. Может быть, этот никогда не исчезавший внутренний тонус переживания праздника и сделал возращение к традиционным праздникам легким и органичным. Никому ведь не навязывали: празднуйте Пасху, идите в храм...

Чего не скажешь о наших светских праздниках.

Я думаю, что в некоторых регионах можно подумать о введении праздничных выходных дней на Пасху. Как и на Рождество. Для православных органичными будут каникулы не на 1 мая, а на Пасху.

Огромные по времени совещания в Страстную пятницу или планерки в Светлый понедельник удручают верующих. С этим надо что-то делать. Все-таки свобода совести - это не только помощь атеистам в отказе от посещения богослужений, но и возможность для верующего по-человечески отпраздновать святые дни.

Егор Прохорчук:

Я считаю, что Пасха вписалась в нашу жизнь. Мама и бабушка раньше всегда в Великий четверг красили яйца, а в пятницу по дому летали волшебные запахи куличей. Которые пекли почему-то в консервных банках, но от этого они становились еще таинственней и вкуснее.

Ну а в субботу всей семьей мы ходили святить куличи, и на просьбу какой-то бабушки "Батюшка, на меня водица-то не попала", отец Димитрий Смирнов от души, прямо из чаши, не жалея воды, окропляет ее. Она мокрая вся, но счастливая и довольная. Потом ночная служба, крестный ход, ночь, колокольный звон… и жизнь! И кто скажет после этого, что Пасха не вписалась в нашу жизнь?!

Теперь уже мои дети - большие и маленькие - идут по этому кругу, чтобы потом тоже вспоминать запахи, звуки, вкусы и образы, все эти нежные шершавости. И слышать возглас "Христос воскресе! Воистину воскресе!"