К 200-летию драматурга: где и какие спектакли Островского смотреть в московских театрах?
Сегодня 200 лет со дня рождения Александра Островского. Его называли «русским Шекспиром» и архитектором национального драматического театра. Десятки его пьес до сих пор не сходят с подмостков театров. Mir24.tv подобрал четыре абсолютно разных постановки этого драматурга в московских театрах, которые стоит посмотреть.
«Домом Островского» считается Малый театр, поэтому в первую очередь, конечно, стоит заглянуть сюда. Здесь много постановок этого автора, творческая группа очень бережно относится к богатому наследию и сохраняет все традиции русской театральной школы, но вместе с тем идет в ногу со временем. Так что получается интересно, ярко, зачастую и смешно, и грустно одновременно.
Картины московской жизни, заявлено в программке. И перед нами действительно проносятся картины из жизни. Центральная – Миша Бальзаминов. И сколько их таких, ищущих богатства и нежелающих трудиться? А вот и сердобольная маменька в исполнении блистательной народной артистки России, лауреата Государственной премии СССР и премии Правительства России Ирины Муравьевой. Как любая мать, она желает счастья своему дитятке, но больно уж опекает свою кровинушку и никак не желает отпустить его от себя. Даже в финале, когда Бальзаминов мечтает, как едет в карете гулять, она спрашивает: «А как же я?» Подневольный сыночек вырос-то. Зато кухарка Матрена (заслуженная артистка России Екатерина Базарова) более тут походит на хозяйку, чем на прислугу. То, что это кухарка, выдает разве что швабра в руках. Всего три часа – почти три века. Легко и карикатурно с одной стороны, серьезно и глубоко – с другой.
Еще одна премьера этого сезона в Малом театре – «Горячее сердце» Островского: «Где это человек столько терпенья берет?»
В спектакле хороший актерский состав. Здесь заняты и народный артист России, лауреат премии Правительства России Валерий Афанасьев, и народный артист России, лауреат премии Правительства России Александр Клюквин, и народный артист России Виктор Низовой, и заслуженный артист России Василий Зотов, а также студенты ВТУ имени Щепкина и многие другие. Персонажей много, каждый – яркое воплощение русского человека XIX века. Но сердце, как оно горячо было в XIX веке, так оно горячо и в XXI. Изменилась обстановка, нравы, но чувства остались прежними, а потому зрителю будет интересно наблюдать за развитием сюжета. И, конечно, зрители Малого театра получат удовольствие наблюдать классический театр без каких-либо современных вкраплений и сомнительных экспериментов.
Тем, кто классике предпочитает экспериментальные формы и жанры рекомендуем пельмени и «БЕСприданницу» Марчелли в Театре им. Моссовета.
Спектакль, как заявляют сами авторы постановки, о губительной силе обманутой любви и о духовной слепоте, бесчувственном равнодушии, отсутствии эмпатии, цинизме, которыми заражен современный человек. Название постановки уже намекает нам на то, что привычных образов ждать не стоит. «БЕСприданница» – и этим все сказано: Лариса, словно, и есть тот самый бес, который мечется и «закипает» все больше и больше, того и гляди лопнет однажды как мыльный пузырь. То ли в ней сидят бесы, которые рвутся наружу, но навсегда не уходят и каждый раз дают о себе знать, когда речь заходит о любви и ненависти.
Карандышев: Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета.)
Лариса (хватаясь за грудь): Ах! Благодарю вас! (Опускается на стул.)
И ест пельмени.
Еще один творческий эксперимент. Бассейн, шашлыки и жажда любви: в Театре на Таганке представили свое видение «Снегурочки» Островского.
На сцене елка, телевизор, кресло и огромные белые листы на полу… Но это только начало! Внимание зрителя сосредоточено не на декорациях, а на образах: каждый персонаж – высшая степень иронии над теми или иными качествами человека и одновременно едкая сатира на современное общество. Среди этих действующих лиц единственно нормальным кажется только Мороз (Александр Трофимов), да и девственно чистая Снегурочка (Дарья Авратинская). Но сможет ли она сохранить свою наивность в жестоком мире берендеев, которые больше всего ценят удовольствия?
Веселье периодически сменяет настоящий психодел и погружает зрителя в раздумья. Но «пройдет тоска и сердце оживет», как поет Лель. И вот уже берендеи купаются в бассейне, жарят шашлыки и развлекают друг друга советскими песнями на современный лад. Мы вообще словно путешествуем во времени: то перед нами Советский Союз – кадры из советского фильма «Снегурочка» и рассказ про строительство микрорайона Черемушки; Бобыль (Игорь Пехович, Никита Лучихин) и Бобылиха (Филипп Котов) – явные выходцы из 90-х, ну а вечеринка в бассейне – это уже, скорее, миллениум. К древним же языческим временам нас отсылает образ Масленицы (Елизавета Высоцкая). И невольно возникает еще один вопрос: куда катится мир?..
Но какой бы ни была творческая интерпретация, произведения Островского и спустя два века звучат со сцены актуально, остро, и смешно, и грустно, поднимая самые важные вопросы жизни и общества.