«Могучий молчит, но мы знаем, о чем»: из БДТ имени Товстоногова уходит худрук

Шестидесятиоднолетний Андрей Могучий изначально был человеком из театрального андеграунда. Учился в Ленинградском институте авиационного приборостроения, в юности пересмотрел все знаковые спектакли БДТ. Второе высшее получил в Ленинградском институте культуры. Создал независимый проект «Формальный театр». Ставил в Александринке, в «Приюте Комедианта», театре «Балтийский дом», в Театре наций. Ему удается сочетать постмодернистский театр с элементами русского психологического.

«Могучий молчит, но мы знаем, о чем»: из БДТ имени Товстоногова уходит худрук
© BFM.RU

Придя в БДТ десять лет назад, он сразу нашел общий язык с его старожилами: Алисой Фрейндлих, Олегом Басилашвили, Светланой Крючковой. А еще стал привлекать к работе молодых российских и ведущих западных режиссеров, рассказывает театральный режиссер и критик, редактор издания «Афиша Daily» Елена Смородинова:

Елена Смородинова театральный режиссер и критик, редактор издания «Афиша Daily»«Могучего активно поддерживала Алиса Бруновна Фрейндлих, на которую он поставил спектакль «Алиса». Мне кажется, это величина, с чьей компетентностью трудно спорить с профессиональной точки зрения. Могучий активно реформировал театр, при нем там появились знаковые для этого театра спектакли. Например, «Пьяные» по Ивану Вырыпаеву, который он сам ставил. Этот спектакль получил «Золотую маску». Был спектакль Яна Фабра «Ночной писатель» по дневникам. Был проект фанерного театра, когда к столетию БДТ внутри театра выстраивали театр, посвящали этот проект Александру Блоку, людям, которые вообще создавали БДТ. Была запущена огромная просветительская программа с лекциями, с возможностью для зрителя погрузиться в историю. Я не хочу звучать голословно, но до прихода Могучего БДТ явно растерял свои позиции на театральной карте. Могучему удалось их не просто вернуть, но и сделать театр одним из театральных хедлайнеров на российской карте».

Могучий в принципе один из последних мастодонтов режиссуры, которые оставались во главе театров. Можно еще упомянуть Льва Додина, но он всегда был немного в стороне. Да и его МДТ — Театр Европы поменьше. А БДТ, безусловно, один из главных в Петербурге.

Непонятно, что будет с постановками Могучего в репертуаре и что будет делать он сам. Человек такого масштаба без работы не останется, уверены критики. А вот что будет с БДТ — вопрос. Дозвониться до пресс-службы театра на момент публикации статьи не удалось.

С формальной точки зрения каких-то резких высказываний по поводу происходящего в стране и мире Могучий в последнее время публично не делал. В феврале прошлого года, он, как и многие другие худруки и актеры театров, подписал письмо, в котором призывал к переговорам по Украине. Но многие из тех, кто подписал то письмо, продолжают работать в России. Предположениями делится автор театрального блога «Слово Славы» Вячеслав Герасимчук:

Вячеслав Герасимчук автор театрального блога «Слово Славы» «Сейчас есть тенденция практически по всей стране, но в первую очередь это касается Москвы и Санкт-Петербурга, оставить какие-то более управляемые фигуры в руководстве театров. Это, как правило, либо актеры, либо директора. Режиссеры — с ними, конечно, сложнее договариваться. Андрей Могучий в принципе до сих пор не высказывался активно относительно СВО и нынешней политики государства. Тем не менее в его спектаклях, безусловно, какие-то метафоры, отсылки, детали сообщали, наверное, тому зрителю, который готов был воспринимать и понимать, что Могучий не разделяет позицию нынешних властей. Тем не менее он делал все очень грамотно, и поэтому, наверное, в кулуарах гуляла вот эта фраза: «Могучий молчит, но мы знаем, о чем он молчит». В этом, наверное, и была основная проблема, почему решили с ним не продлевать контракт».

Некоторые телеграм-каналы в последние месяцы начали писать о том, что продлевать контракт Могучему не нужно. Возможно, именно это стало последней каплей.