Декорации из тюрьмы, по три рубля массовке, перелом ноги Гурченко. Удивительные факты о знаменитых постановках и экранизациях пьес Островского
ПОСТАНОВКИ
Сцена из спектакля Театра революции "Доходное место" в постановке Всеволода Мейерхольда. 1923 год. Фото: РИА Новости
Название: "Доходное место", 1856
Премьера: 1863, Малый театр
Современное прочтение: постановка 1967 года Марка Захарова в Московском театре cатиры с Андреем Мироновым.
Детали: в Малом театре "Доходное место", предварительно разрешенное цензурой, было в последнюю минуту запрещено министром как сочинение, позорящее государственных чиновников. В итоге премьеры пришлось ждать целых шесть лет.
Актриса Гликерия Федотова в роли Катерины в пьесе "Гроза" на сцене Малого театра. 1863 год. Фото: РИА Новости
Название: "Гроза", 1859
Премьера: 1859, Малый театр
Современное прочтение: постановка Бориса Бабочкина в Малом театре (1974 год) с Людмилой Щербининой в роли Катерины, впоследствии записанная для телевидения (1977).
Детали: "Гроза" с самого начала стала любимицей критиков, вызывала много споров, а название знаменитой статьи Н. Добролюбова "Луч света в темном царстве" стало фразеологизмом. Тем не менее первые спектакли огорчили Островского - поначалу у спектакля не было своих декораций, собирались они из других пьес театра. Например, для четвертого акта, где на первом плане должна была стоять узкая полуразрушенная галерея со сводами, воспользовались декорацией тюрьмы из какой-то мелодрамы.
Название: "Бешеные деньги", 1869
Премьера: 1870, Александринский театр
Современное прочтение: спектакль, поставленный Андреем Мироновым, с успехом шел на сцене Театра сатиры почти 25 лет; в 2013-м "Бешеные деньги" возобновили, постаравшись сохранить все нюансы мироновской постановки.
Детали: в Москве спектакль собирал аншлаги на протяжении многих лет со дня премьеры в октябре 1870-го, а вот в Петербурге пьеса была встречена довольно холодно; "Петербургская публика не хочет историй о простой жизни", - писал один из местных театральных критиков.
Сцена из спектакля Театра Пролеткульта "На всякого мудреца довольно простоты" в постановке Сергея Эйзенштейна. 1923 год. Фото: РИА Новости
Название: "На всякого мудреца довольно простоты", 1868
Премьера: 1868, Александринский театр в бенефис Ф. Бурдина
Современное прочтение: спектакль в театре Вахтангова (1968 год) сразу полюбился зрителям благодаря блестящей игре Юрия Яковлева, а впоследствии получил Государственную премию и был записан для телевидения (1971).
Детали: звезда Малого театра Гликерия Федотова, вспоминая премьеру спектакля в Москве, писала: "На первом представлении произошел небывалый случай. После монолога и ухода Глумова Островский был вызван несколько раз во время действия, при действующих лицах на сцене. Такого случая я больше в жизни не помню" ("Русское слово").
Название: "Без вины виноватые", 1884
Премьера: 1884, Малый театр
Современное прочтение: одной из самых успешных считается постановка Петра Фоменко в театре Вахтангова (1993 год); спектакль, в котором сыграли Юлия Борисова, Людмила Максакова и Юрий Яковлев, удостоен Государственной премии РФ.
Детали: Островский часто бывал на репетициях труппы Малого и дружил со многими актерами театра. Так, "Без вины виноватые" написаны под конкретных артистов: в роли Незнамова драматург изначально представлял Константина Рыбакова, а в роли Коринкиной - Надежду Никулину.
ФИЛЬМЫ
Актер Георгий Вицин исполнил главную роль в фильме "Женитьба Бальзаминова". Фото: РИА Новости
Название: "Женитьба Бальзаминова"
Режиссер: К. Воинов
Год создания пьесы: трилогия о чиновнике Бальзаминове - 1857 ("Праздничный сон - до обеда"), 1861 ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай!", "Женитьба Бальзаминова (За чем пойдешь, то и найдешь!)")
Год выхода на экраны: 1964
Детали: фильм снимали в Суздале и во Владимире, актерами массовки были местные жители. Один из участников съемок вспоминает, что "детворе платили по 1,5 рубля за "смену", то есть 8 часов работы на площадке. А взрослым - по 3 рубля". Георгию Вицину, сыгравшему двадцатипятилетнего Бальзаминова, было на момент съемок 46 лет.
На съемках фильма "Снегурочка". 1968 год. Фото: ТАСС
Название: "Снегурочка"
Режиссер: П. Кадочников
Год создания пьесы: 1873 ("Снегурочка ("Весенняя сказка")
Год выхода на экраны: 1968
Детали: фильм снимался в окрестностях имения Островского "Щелыково" в Костромской области. После съемок мастерски сделанные декорации Берендеева Царства решили сохранить - около десятка деревянных домиков, украшенных изящными резными наличниками, перевезли в парк в Костроме, который назвали Берендеевкой.
Название: "Попечители" (телеспектакль)
Режиссер: М. Козаков
Год создания пьесы: 1877 ("Последняя жертва")
Год выхода на экраны: 1982
Детали: телеспектакль был снят к 160-летнему юбилею Островского. Режиссер Михаил Козаков сам работал над сценарием, постаравшись сделать линейное действие пьесы более объемным, и выступил в роли немногословного мудрого Наблюдателя. Интересно, что Козаков снимал телеспектакль сразу после знаменитых "Покровских ворот", которые публика на тот момент еще не видела.
Название: "Жестокий романс"
Режиссер: Э. Рязанов
Год создания пьесы: 1878 ("Бесприданница")
Год выхода на экраны: 1984
Детали: лучший фильм 1985 года по опросу журнала "Советский экран". Последние сцены планировалось снимать на Волге, окутанной густым туманом. Однако тумана Рязанов не дождался, поэтому решил привлечь пиротехников. Те перестарались и "туман" (на самом деле едкий дым) поднялся в город, спровоцировав транспортный коллапс. Режиссеру пришлось идти в городской совет с извинениями.
Постер фильма "Красавец-мужчина".
Название: "Красавец-мужчина"
Режиссер: М. Микаэлян
Год создания пьесы: 1882 ("Красавец мужчина")
Год выхода на экраны: 1978
Детали: режиссер музыкальной комедии Маргарита Микаэлян мучительно искала актера на роль красавца-мужчины и, прежде чем договориться с Олегом Табаковым, получила отказ от Никиты Михалкова, Олега Басилашвили и Андрея Миронова. А вот Людмила Гурченко, сыгравшая московскую возлюбленную Сусанну, сразу откликнулась на предложение, хотя на тот момент лежала в травматологическом институте с тяжелым переломом ноги.