Что делать, если окружающая действительность невыносима. Новый спектакль фестиваля "ЧАТ"
На камерной сцене Омского академического театра драмы покажут спектакль "Иностранец" (16+). В рамках V Всероссийского фестиваля моноспектаклей "ЧАТ" мы запустили спецпроект, в котором рассказываем, чем будут удивлять Омск театры из других городов. Школа драматического искусства из Москвы представит спектакль режиссёра Льва Шелиспанского "Иностранец" о молодом человеке, мучительно желающем уехать из своей страны. Исполнитель главной и единственной роли Андрей Финягин рассказал, что делает спектакль по произведению 1901 года актуальным сегодня, почему они с режиссёром видят постановку как синтез слова и пластики и что было самым трудным во время создания спектакля. - Андрей, расскажите, какова философия вашего театра? - Философия театра ШДИ, наверное, заключена в слове "школа", вечный поиск, который заложен создателем - Анатолием Васильевым. - Как вы считаете, актуален ли сейчас жанр моноспектакля и почему? - Жанр моноспектакля актуален в том случае, если он говорит со зрителем на сегодняшнем языке о проблемах, которые глубоко трогают каждого. - О чём ваш спектакль? Как пришла идея его поставить? - Наверное, если можно в двух словах рассказать о чём спектакль, то и смотреть его необязательно. "Иностранец" прежде всего о том, что волнует меня и, я очень надеюсь, зрителя. Как-то читая собрание сочинений Андреева, я наткнулся на рассказ "Иностранец", который настолько меня тронул, что ничего не оставалась, как сделать из него спектакль. - Рассказ "Иностранец" был написан в 1901 году. Что делает его актуальным сегодня? - Когда спектакль рождался, я и представить себе не мог, что он станет настолько актуальным, но потом наступила пандемия, и оказалось, что он необычайно попадает в то время. А потом прошёл год, и слова, которые я произношу в спектакле: "Казалось, это было недавно, совсем недавно, буквально вчера", попали в самую точку, можно было даже исправить на "буквально сегодня". А делают его таковым, наверное, наши не разрешённые до сих пор в России вопросы. - Как проявлены в спектакле второстепенные персонажи, учитывая, что это всё-таки моноспектакль. И как они помогают раскрыть главного героя? - Второстепенные персонажи проявлены намёком, если сравнивать с изобразительным искусством, то это, скорее, графика. А Чистякова они раскрывают самым непосредственным образом, поскольку практически все персонажи и являются частью той среды, которая так невыносима главному герою. Наша история ещё и о противостоянии личности и толпы. - Как пришла идея решить спектакль в виде синтеза слова и пластики? - Я прекрасно понимал, что передать магический реализм и поэзию Андреева только с помощью литературного театра не получится, необходим был объём, который и создаёт пластика. - Близок ли вам ваш герой? Как вы работали над ролью? - Мне кажется, что он близок прежде всего теми вопросами, которые его раздирают. Я усердно репетировал вместе со Львом Шелиспанским наш спектакль, и это было непросто, так как это был мой первый опыт работы над моноспектаклем, а у Льва это был первый опыт самостоятельной режиссёрской работы. Мне очень не хватало партнёров, а Льву было непросто, так как здесь куча текста, а он прежде всего хореограф, но как-то мы дотянули почти без скандалов до встречи со зрителем. - С какими мыслями и чувствами вы хотели бы, чтобы зритель вышел после спектакля? - Мне хотелось, чтобы он ушёл взволнованный и с вопросом, на который бы сразу не был найден ответ. - Как вам Омск? Какие он вызывает у вас ассоциации и ощущения? - Для меня Омск в первую очередь связан с именами Достоевского, Колчака и Егора Летова. Бывал в Омске не раз, играл на прекрасной сцене Омского драматического театра. Мне показалось, что Омск очень театральный и уютный город. Поэтому, когда узнал, что вновь здесь окажусь, да ещё и приму участие в V юбилейном фестивале "ЧАТ", безумно обрадовался. - Почему решили принять участие в фестивале "ЧАТ"? Участвовал ли спектакль в каких-то фестивалях ещё? - Ну во-первых, у нас не так много фестивалей именно моноспектаклей, а во-вторых, радостные воспоминания от предыдущих встреч с Омском не оставили никаких сомнений, что надо попытать счастья. Со спектаклем "Иностранец" в Омске будет дебют, а сам я как актёр принимал участие в очень многих фестивалях, но самый для меня важный, конечно же, тот, который состоится в начале апреля на берегу Иртыша. Я очень надеюсь, омский зритель не будет разочарован, придя на "Иностранца". Спектакль пройдёт 6 апреля в 20:00 на камерной сцене Академического театра драмы. Фото предоставлены театром "Школа драматического искусства" (Москва)