Войти в почту

Несокрушимый страж истины: как работает черный ящик и почему он называется черным

Они часто являются последними, а иногда и единственными свидетелями авиакатастроф. Что приходится переживать черным ящикам и какова их история?

Черные ящики (правильно называемые бортовыми или аварийными самописцами) сегодня являются неотъемлемой частью оборудования каждого самолета. Чаще всего они размещаются в задней части машины, поскольку именно эта часть обычно меньше всего повреждается при аварии. Несмотря на свое название, они обычно оранжевого цвета, чтобы их было легче найти. Термин «черный ящик» сейчас используется скорее в контексте, чем в цвете. Черный цвет символизирует мрачные обстоятельства, в которых его нужно искать и использовать. В каждом самолете есть две части этого устройства: один ящик записывает голоса, сигналы предупреждения и звуки кабины, другой запоминает данные полета, такие как высота, скорость, расход топлива или положение самолета.

Фото: Эрик Вайс

В современных самописцах, особенно в транспортных самолетах, существует большое количество этих параметров, от нескольких сотен до тысячи, если быть точным. Исходя из этого, следователи могут определить, какой из шести миллионов компонентов самолета просто вышел из строя, или же причиной аварии стал человеческий фактор, как это происходит в более чем половине катастроф. Черный ящик, похожий на современные, появился только через двадцать лет. В 1953 году австралийский изобретатель построил его, вдохновленный печальным личным опытом: его отец погиб в авиакатастрофе, и Уоррен так и не узнал, что произошло на борту самолета.

Первый бортовой самописец появился в 1930-х годах. Он представлял собой керамическую пластину с четырнадцатью отверстиями, в каждой коробке которой на картоне была нарисована возможная причина крушения: например, удар молнии, обледенение, отказ двигателя или столкновение с противником. В тот момент, когда пилот попадал в беду, он должен был пробить окно с конкретной проблемой, а затем выбросить доску за пределы борта.

Для того чтобы оранжевые ящики могли выдать свой секрет, они должны выдержать воздействие многих стихий – мороза, воды или сильной жары. От пламени ящик защищен керамическим слоем, который выдерживает нагрев до 1000 °C в течение часа и температуру около 250 °C еще дольше.

Если самолет начинает гореть после удара, то при наличии большого количества топлива пожар может продолжаться долгое время. Соответственно, устройство должно быть очень прочным, чтобы выдержать падение с десяти километров. Конструкторы проверяют прочность титанового или стального слоя, раздавливая его более чем двумя тоннами, коробка должна выдержать удар двухсоткилограммового груза с шипом, иногда даже вставленного в снаряд и выпущенного из пушки, что придает самописцу ускорение в 3 400 G, действующее в течение примерно десяти миллисекунд.

Фото: news.rambler.ru

Запись больше не производится на металлические или пленочные ленты – их роль давно взял на себя электронный микрочип. После катастрофы его просто вставляют в компьютер, и специальная программа воспроизводит для следователей ход полета. Поэтому информация из «черных ящиков» используется не только при расследовании авиакатастроф, но и для обучения новых пилотов.