На канале OperaVision состоялась премьера оперы Мусоргского "Борис Годунов" в постановке Нового национального театра Токио
Очередная громкая премьера на онлайн-канале OperaVision - опера Мусоргского "Борис Годунов" в постановке Нового национального театра Токио. За дирижерским пультом - художественный руководитель театра Кадзуши Оно, постановщик спектакля - худрук Польской национальной оперы Мариуш Трелински, приверженец современной театральной эстетики.
В основу взята оригинальная авторская версия 1869 года с элементами редакции оперы 1872 года. Сильно сокращен первый акт, нет партии Юродивого, и, как и было в первой редакции Мусоргского, полностью отсутствует "польский акт" с его любовной линией.
"Для меня "Борис Годунов" - это не о политике, это прежде всего история о человечестве, а наша интерпретация - исследование его безумия, - говорит режиссер спектакля. - Чтобы сохранить свою власть, Борис готов убить царевича, но свершенное преступление уже не в состоянии забыть. Мне особенно важны сцены с его сыном Федором - в нашей интерпретации Федор тяжело болен, и Борис ощущает эту болезнь как своего рода материализацию его вины. Эта совершенно шекспировских масштабов история очень интересна с точки зрения психологии, в ней много параллелей с историей Макбета. Она рассказывает о событиях 500-летней давности, но механизм единоличной власти остается все тем же".
Исполнитель партии Годунова - немецкий бас Гуидо Джентьенс. В партии Пимена - Годердзи Джанелидзе. В остальных партиях японские певцы и хор Нового национального театра.
Сценическое решение оперы шокирует прямолинейностью: пока в одном из светящихся квадратов и на огромном экране над сценой мучается смертельно больной отрок Федор, самодержца - капитана всея страны - приветствует "народ" в парадной форме морского флота - его строевая выправка явно воодушевлена северокорейской военной хроникой. Костюмы - современны, дизайн сцены выполнен в стиле хай-тек. Ценители одной из лучших русских опер отметят заторможенные темпы, предложенные дирижером, и полное отсутствие того запредельного трагического накала, которым славно произведение Мусоргского. Премьера в Токио, судя по всему, так и останется примером поспешных конъюнктурных попыток приспособить классику к современным реалиям на экзотическом и не очень понятном местным зрителям материале.
По своей традиции интернет-канал OperaVision показывает записи оперных спектаклей каждую пятницу в течение полугода со дня ее онлайн-премьеры - их можно смотреть в любое время бесплатно. Среди доступных пока названий - "Тайный брак" Чимароза, "Кавалер роз" и "Ариадна в Наксосе" Рихарда Штрауса, "Турандот" Пуччини, "Риголетто" и "Фальстаф" Верди, "Парсифаль" Вагнера, "Агриппина" Генделя, "Вильгельм Телль" Россини и другие.