Войти в почту

Правда и мифы: Новосибирский оперный рассказал о тайнах театра

Правда ли, что Новосибирский оперный находится в самом большом в России театральном здании? Почему его называют инженерным чудом? Куда исчезла театральная железная дорога и была ли она вообще? Об этом узнают те, кто придет в НОВАТ не на спектакль, а на экскурсию - есть несколько "театральных" маршрутов".

Правда и мифы: Новосибирский оперный рассказал о тайнах театра
© Российская Газета

Один из них посвящена истории театра. О строительстве большого театрального здания в центре Сибири задумались в 1925 году. Это должен был быть огромный социально-культурный объект в конструктивистско-футуристическом стиле, предназначенный для многофункционального использования - театральных представлений, митингов, собраний, спортивных состязаний, лекций. В комплекс, который назвали Домом науки и культуры - ДНК - планировали включить огромный киноконцертный зал, научно-исследовательский институт, музей Сибири, картинную галерею, библиотеку, планетарий.

Строительство началось в 1931-м году, но в середине 1930-х ведущим архитектурным стилем стал сталинский ампир, основанный на античной эстетике. Было решено отказаться от первоначального проекта ДНК и достраивать здание как музыкальный театр по проекту новосибирского архитектора Бориса Гордеева. Огромный резервуар, размещенный под зрительскими местами в партере, который по первому проекту был запланирован как бассейн для водных представлений высотой в два этажа, был переоборудован под хранилище костюмов.

Как рассказала руководитель отдела музейно-выставочной работы театра и экскурсовод Елена Макарова, 80 процентов здания построили вручную. Самая заметная часть сооружения - купол, диаметр которого составляет 60 метров, а высота 35 метров, - потребовала инженерной смекалки, чтобы сделать железобетонную конструкцию одновременно легкой и монументальной. Для этого на деревянную опалубку в виде полусферы распыляли бетон через специальные устройства с раструбами. За счет этой технологии, бетонная смесь ложилась однородно, а прочность купола повышалась. Бетон в больших емкостях поднимали по сходням на лошадях. Толщина стенки купола составляет всего около девяти сантиметров! Снаружи его покрыли стальными чешуйками, изготовленными на авиазаводе имени Чкалова. Кстати, сейчас они находятся на реставрации.

"Когда я изучала материал для подготовки экскурсии, меня поразило то, что в 1943 году руководство государства выделило один миллион рублей на завершение строительства, оснащение сцены, формирование труппы. Только вдумайтесь! Идет самая кровопролитная в нашей истории война. Сколько военных самолетов можно было выпустить на миллион?! Уже тогда люди верили в победу и задумывались о будущем, о том, как страна будет жить в мирное время", - отмечает Елена Макарова.

Театр - это сложная инженерная конструкция, и она не менее интересна, чем происходящее на сцене. Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

Каждый, кто посещал спектакли в большом зале, обращал внимание на галерею над амфитеатром и размещенные в ней гипсовые скульптуры. Это копии работ мастеров античности. Похожие скульптуры, но больших размеров должны были появиться в нишах у центрального входа в театр, но изготовить их в Новосибирске возможности не было, а заказывать в других регионах оказалось слишком дорого.

Театр официально открылся 12 мая 1945 года - через три дня после капитуляции Германии премьерой оперы "Иван Сусанин" Михаила Глинки. Желающих посетить спектакль было гораздо больше, чем мест в зрительном зале. Руководство города и администрация театра организовали трансляцию через репродукторы на площади Ленина. Послушать оперу собрались несколько десятков тысяч горожан. В музее театра сохранились афиши первых спектаклей.

Репертуар театра расширялся, до конца 1945 года были поставлены еще четыре оперных спектакля. В 1946 году в репертуаре появился первый балет - "Корсар", в 1948 году в афише театра было уже более 20 постановок. В их числе - опера Модеста Мусоргского "Борис Годунов". В музее сохранилось коронационное платье главного героя. Драгоценные камни на костюме театральные мастера того времени имитировали кусочками бутылочного стекла - самого доступного на тот момент декора, а жемчуг - комочками ваты, завернутыми в атлас.

Об истории НОВАТа до сих пор ходят мифы. Один из них - что у театра якобы есть своя железная дорога, ведущая к станции "Новосибирск-Главный". В этой легенде верно лишь то, что за театром была закреплена трамвайная ветка, которая вела прямо к котельной внутри здания. Туда на трамвайной платформе доставляли уголь и дрова в промышленных масштабах для поддержания в здании необходимой температуры - не ниже +17 градусов Цельсия и не выше +24-х. Чтобы в поставках топлива не было сбоев, за театром были закреплены отдельная угольная шахта и лесхоз. Сейчас железная дорога демонтирована за ненадобностью.

Театр до сих пор остается рекордсменом по многим параметрам. Например, оркестровая яма - самая большая в Европе. В ней может разместиться полный состав большого симфонического оркестра - около 100 музыкантов. По краям сцены есть скрытые от зрителей экраны - на них артисты видят дирижера, который может подать нужный сигнал, например, указание оперному солисту петь тише или громче. Подробнее обо всем этом рассказывают на экскурсиях "Соло для оркестра" и "Тайны закулисья". А всего НОВАТ предлагает шесть экскурсионных маршрутов.

Костюмерная театра - рай для тех, кто интересуется красотой и модой. Фото: Валерий Титиевский/РИА Новости

"Наш театр признан объектом культурного наследия. Мы выбрали экскурсионный формат, чтобы через его историю рассказывать об истории нашей страны", - добавила Елена Макарова.

Справка "РГ"

Экскурсии проводят для групп до 15 человек. Стоимость билета для детей - 300 рублей, для взрослых - 500.