От 1924 года до наших дней. Изучаем макеты декораций к спектаклям Театра сатиры
В декорационном цехе Театра сатиры есть небольшое пространство, напоминающее музей. Здесь хранятся макеты к постановкам, вышедшим из репертуара театра, но навсегда оставшимся в его истории. Собиратель и хранитель коллекции макетов — заслуженный художник России художник-постановщик Валентин Шихарев.
Сегодня вход в комнату-музей открыт только для сотрудников театра, но заглянуть в нее виртуально могут все желающие. Экскурсия по музею макетов Театра сатиры и расположенной рядом декорационной мастерской — в материале mos.ru.
Вторая жизнь макетов
Идея собрать коллекцию макетов декораций к давним постановкам Театра сатиры появилась у Валентина Шихарева семь лет назад. Тогда художник участвовал в подготовке выставки Бахрушинского музея, приуроченной к 90-летию со дня основания театра и 80-летию со дня рождения Александра Ширвиндта. Валентин Николаевич отыскал в театре чудом сохранившиеся два макета и привел их в порядок. Один из них, макет к постановке «Мистерия-буфф» (1957), изготовленный известным советским театральным художником Александром Тышлером, после выставки подарили музею. Второй — к спектаклю «Как пришить старушку», над декорациями к которому в 1995 Валентин Шихарев работал с Тамарой Родионовой, — отправился обратно в театр и сегодня находится среди других экспонатов.
После выставки Валентин Шихарев занялся восстановлением других макетов, которые сохранились в театре. Реставрируя их, он старался по максимуму «оставить руку» мастера, изготовившего макет.
Самый старинный из экспонатов, собранных в комнате-музее, относится к 1924 году. Это макет декораций к спектаклю «Город Глупов» по сатирическому роману Михаила Салтыкова-Щедрина. Постановку оформляли члены творческого коллектива «Кукрыниксы». Действие разворачивалось на белоснежных ступенях, занимавших почти все пространство сцены. Восстанавливая макет, Валентин Шихарев, чтобы сохранить атмосферу того времени, не стал менять картонные фигурки героев на объемные, которые используются сегодня.
В 1972 году Валентин Плучек, будучи в то время главным режиссером Театра сатиры, поставил «Ревизора» Николая Гоголя. Спектакль много лет не сходил со сцены, в нем играли Анатолий Папанов, Вера Васильева, Спартак Мишулин. Макет декораций к легендарной постановке, сегодня хранящийся в коллекции, объединяет два пространства: дом городничего и городскую площадь. Колонны, мебель, памятник, повозка с лошадью — все это сделал художник-постановщик Валерий Левенталь. В макете новый только пол, точнее, выстилающая его ткань. Валентин Шихарев объясняет, что детали из текстиля пришлось заменить практически во всех макетах, так как они быстро приходят в негодность.
Еще одна работа Левенталя, о которой сегодня напоминает сохранившийся макет, — декорации к комедии «Клоп» Владимира Маяковского в постановке Валентина Плучека (1955). Макет изображает последнюю сцену: на фоне небольшой сферы, обтянутой фольгой, выстроились персонажи. Главный герой комедии Иван Присыпкин, фантастическим образом перенесшийся из Советской России времен НЭПа в далекий 1979 год, тоскует по прошлому: в прекрасном будущем он становится реликтом своей эпохи. В финале пьесы ему мерещится старый рынок.
Работая над этим макетом, Шихарев сразу отказался от идеи использовать готовые стандартные фигурки, представляющие в макете персонажей. Вместо этого он сделал миниатюрные копии актеров в сценических образах.
«Пожалуй, из-за них этот макет был самым трудоемким среди остальных, — рассказывает художник. — Я тщательно прорабатывал каждое лицо, каждую деталь одежды. Я хотел, чтобы люди, глядя на них, видели актеров. Чтобы чувствовалось, что это артисты, а не обычные фигурки».
Особенное место в коллекции макетов занимают работы народного художника России Бориса Мессерера. Спектакль «Чудак» (1980), который он оформлял, до сих пор не выходит из репертуара. Валентин Плучек создал эту постановку по одноименной пьесе турецкого драматурга Назыма Хикмета. На заднике макета, изображающего интерьеры суда, можно разглядеть кусочек карандашного наброска, сделанного самим Мессерером. Валентин Шихарев отмечает, что это придает макету особенную ценность.
Сохраняется в репертуаре театра еще одна постановка, которую оформил Мессерер, — это «Малыш и Карлсон», первая работа художника в Театре сатиры. Двухуровневая квартира Малыша находится на вращающейся платформе. Окружена она условными стокгольмскими крышами из папье-маше.
«Мы много делали детских спектаклей, но они не прозвучали так, как “Малыш и Карлсон”. Он любимый — и все, его не переплюнешь», — улыбается Валентин Шихарев.
Карлсон, который живет на сцене. История старейшего спектакля Театра сатиры
Новая история
В ближайших планах Валентина Николаевича — восстановить макет к знаменитой комедии «Женитьба Фигаро», которую Валентин Плучек поставил в 1969 году. В спектакле играли тогдашние звезды Театра сатиры — Андрей Миронов, Валентин Гафт, Вера Васильева. За сценографию отвечал Валерий Левенталь. Во время работы он ориентировался на картины французских живописцев XVIII века, воссоздав убранство комнат в стиле рококо. Венчал чертоги графа Альмавивы, в которых случился переполох накануне свадьбы слуги Фигаро, огромный букет роз. Эти роскошные декорации знакомы всем, кто видел телеверсию легендарного спектакля, созданную в 1974 году.
В дальнейшем коллекция будет пополняться, но уже макетами декораций современных спектаклей. Размещать новые макеты будут в соседней комнате.
«Работа предстоит сложная и долгая, — говорит Валентин Шихарев. — Я буду отбирать лучшие спектакли. Их много, выбор будет непростым. Среди макетов новых спектаклей будут, например, “Балалайкин и К°” и “Арбенин. Маскарад без слов”».
В мастерской
По соседству с хранилищем макетов — декорационная мастерская. Современные художники-декораторы работают в том же помещении, в котором когда-то создавали декорации по макетам, восстановленным Валентином Шихаревым.
Стол с красками, стеллаж с инструментами, швейные машинки, штанкеты, необходимые при росписи задников, — рассматривать это все можно бесконечно. Тут всегда кипит работа: если мастера не создают декорации, то ремонтируют уже имеющиеся. Сейчас, например, приводят в порядок диван, который используется в спектакле «Слишком женатый таксист». Заведующая цехом Евгения Смирнова объясняет, что основание дивана раньше оклеивалось пленкой, но она оказалась непрактичной — постоянно рвалась. Поэтому сейчас мастера оклеили его тканью и вручную с помощью красок создают фактуру мрамора.
«Основа нашей профессии — имитация. Мы должны сымитировать определенную фактуру, чтобы зритель из зала не понял, что это ненастоящий мрамор, ненастоящее дерево и так далее», — говорит Евгения Смирнова.
Часто мастерам приходится искать выход из сложных ситуаций. Например, для спектакля «Платонов» по Чехову нужно было сделать целое ведро бутафорской картошки. Настоящая не годится: в самый неподходящий момент может оказаться, что корнеплод пророс или вовсе испортился. Мастера сшили мешочки и плотно набили их так, чтобы они были не только похожи на картофелины, но и издавали убедительный «картофельный» звук, когда ведро опрокидывается в одной из сцен.
В среднем подготовка к одному спектаклю занимает около месяца. «Но сейчас в театре много планов, много проектов, поэтому нужно все успевать и за более короткие сроки», — отмечает Евгения Смирнова.
Однажды и эти спектакли уйдут в историю. И возможно, макеты их декораций украсят ту самую комнату-музей, в которой хранятся важные артефакты прошлого.