Войти в почту

В МХТ имени Чехова к 125-летию театра поставили «Дядю Ваню»

МХТ имени Чехова начинает праздновать 125-летие. Ко дню рождения театра приурочили премьеру — чеховского «Дядю Ваню».

В МХТ имени Чехова к 125-летию театра поставили «Дядю Ваню»
© BFM.RU

Пьеса «Дядя Ваня» для МХТ знаковая, впервые ее поставили здесь Станиславский и Немирович-Данченко при жизни автора. Затем пьеса не раз возвращалась в этот театр. Теперь к ней решил обратиться Денис Азаров, в недавнем прошлом — художественный руководитель Театра Романа Виктюка, ранее ставивший на многих столичных площадках. Теперь он, что называется, фрилансер.

В своем «Дяде Ване» Азаров задействовал не только артистов из труппы МХТ. Например, на роль пожилой няни позвал звезду «Гоголь-центра» Ирину Выборнову. А, собственно, дядю Ваню играет Сергей Епишев, для популярного актера это первая работа на мхатовской сцене:

Сергей Епишев актер «У нас не было предготового концепта «мы делаем спектакль про это». Мы просто пытались внимательно прочитать пьесу Антона Павловича Чехова. Показалось, что она созвучна с сегодняшним днем, потому что это пьеса про интеллигентных людей, которые оказались в вынужденном соседстве друг с другом. Каждый из них переживает свой личный кризис, и получается скопление кризисов в одной точке. Мы тоже некоторым образом люди интеллигентные вроде, занимаемся умственным трудом, душевным трудом, и подумали: «Может, это с нами совпадает, с тем состоянием интеллигентных людей, которое есть сегодня?» Сначала было некоторое удивление такому предложению режиссера Дениса Азарова. Не очень я себя с этим персонажем ассоциировал. Дальше была попытка с ним встретиться, понять его. Не все мне нравится в том, что он делает, как он себя ведет, но, наверное, по-другому бы и не получилось в тех обстоятельствах, в которых он находится».

Трехчасовая постановка получилась в целом в классическом ключе, там нет каких-то неожиданных, провокационных режиссерских решений. Все обитатели усадьбы глубоко несчастны, вся прислуга — наоборот. В отношениях между ключевыми героями много ироничного. После первого действия, по моим наблюдениям, в фойе были споры: зрители — преимущественно театральные критики — разделились на тех, кому такая трактовка Чехова и работа с его текстом оказались близки, и на тех, у кого возникло много вопросов.

Все-таки профессиональные зрители видели очень много постановок этой пьесы, и сравнения тут неминуемы. Вопросы были, в частности, по поводу распределения ролей. Но однозначное, безоговорочное попадание в образ — отставной профессор Серебряков в исполнении Авангарда Леонтьева. Вот что Авангард Николаевич говорит о своем герое и о пьесе Чехова в целом:

Авангард Леонтьев актер «Он человек своих убеждений, но не все это разделяют, а он отстаивает себя до конца. Дело надо делать, господа, надо, господа, дело делать, а не ля-ля-тополя. Чехов — доктор, а доктор не имеет права на ложь. Доктор обязан говорить правду пациентам, и мы всегда ждем всей правды от врачей. И только от них. Так мы любим все розовое, сладкое. А вот доктора нам говорят правду, и мы иногда удивляемся, но начинаем дело делать относительно этой правды. Поэтому Чехов не любил, когда его называли писателем. Он говорил: «Я доктор!» Так что надо прислушиваться. Текст гениальный совершенно. «Дядя Ваня» — это из той классики, которая актуальна всегда, в том числе и сегодня».

Премьера спектакля — в эти выходные, далее его сыграют 23 марта, будет несколько показов в апреле. Билеты в продаже на сайте театра — от 500 рублей до 3,5 тысячи рублей.