Самарские архитекторы представили арт-объект в венецианском Арсенале
Премия Arte Laguna и сопутствующая ей выставка в венецианском Арсенале проводятся с 2006 года. Международный конкурс проходит в 10 номинациях - живопись, фотография, скульптура и инсталляция, видео-арт и короткометражные фильмы, перформанс, цифровая графика, лэнд-арт, уличное искусство, художественный дизай, виртуальное искусство. В этом году на конкурс поступило около 10 тысяч работ со всего мира. Жюри, в которое вошли музейщики и кураторы из Италии, Великобритании, Нидерландов, Зимбабве, северной Африки и Северной Америки, определили из числа участников 100 финалистов. 11 марта в историческом здании венецианского Арсенала открылась выставка финалистов конкурса 2022 и 2023 годов. В число инсталляций вошла объемная работа "Дождь" самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых. Над расположенным на полу черным квадратом с зеркальной поверхностью стройными рядами свисают вытянутые каменные глыбы. С каждым рядом расстояние между дождем из сланца и поверхностью квадрата становится все меньше. Последний камень остановился в нескольких сантиметрах от касания с черным основанием. "Пока идет дождь… — это переживание угасающей тактильности, - объясняют авторы идею инсталляции, - тактильности, которая пронизывает тебя насквозь. Куски падающей грубой реальности, как пиксели жизни, как мгновения вечности. Ты их ждешь, они рядом, они проходят сквозь тебя, чтобы кануть в Вечность и отразиться в твоих воспоминаниях. За мгновение до столкновения с Вечностью. Пока идет дождь..." Идея проекта родилась в конце 2021 года. Тот год стал тяжелым испытанием для семьи архитекторов - ковид, уход из жизни мамы Дмитрия. Переживания утраты стали поводом для создания инсталляции "Мама", победившей в конкурсе 5-й творческой биеннале, организованной итальянской культурной ассоциацией SMACH. Работу реализовали в июне в Доломитовых Альпах. - Весь тот год был для меня очень тяжелым, из-за ковида, из-за ухода мамы. - рассказывает Храмов. - Было общее обостренное настроение от переживания жизни, ее конечности. Сейчас оно еще больше усилилось из-за состояния мира вокруг – от тревожности, неопределенности. Опасность нужно переживать, чувствовать в ней жизнь. Она проявляется в последний миг, когда последний камень зависает в паре сантиметров от черного зеркала, черного квадрата Вечности. Это острие бытия, находясь на котором понимаешь всю ценность жизни. Авторы долго искали подходящий материал для инсталляции. Смотрели бетон, ржавые трубы, но все это не соответствовало художественным ощущениям архитекторов. В итоге было решено сделать объект с использованием полосок сланца. - От сланца есть ощущение слоев распавшейся земли. Это важно, - рассказывает Дмитрий Храмов. - Ты сам из земли и она через тебя проходит. Камни темные, частично похожи на обугленное дерево, горящие недра. Одновременно это очень красивые длинные сколы, фактура на основе продольных пластов. Композиционно она нам была очень важна для передачи динамики, тактильности движения. В этих камнях объединилась вся суть переживания. Это очень экзистенциальный материал. Еще один смысл работы - в эстетизации опасности. Художники эстетизируют хаотичную брутальность жизни, превращают ее в красивую структуру. - Структура – есть формула красоты, - говорит Храмов. - Эстетизируя опасность, брутальность жизни, мы не подчиняемся ей, а присваиваем себе, делаем ее своей. В этом есть что-то антологическое. Весь мир - структура. Страшная, опасная брутальная, острая, но красивая...