Вячеслав Недошивин представил в "РГ" свой новый двухтомник

Где в Москве сгорел первый экземпляр "Слова о полку Игореве"? А где жила Елена Дьяконова, Гала, которая имеет отношение не только к миру искусства, но и к литературе, ведь первым мужем ее был известный французский поэт Поль Элюар? А где можно найти дом "Волшебника Изумрудного города" Александра Волкова?

Вячеслав Недошивин представил в "РГ" свой новый двухтомник
© Российская Газета

На эти и многие другие вопросы ответы можно найти в новом двухтомнике писателя, литературоведа, кандидата философских наук и сценариста Вячеслава Недошивина, который совместил, казалось бы, несвязуемое: историю русской литературы за четыре последних века и, сохранившийся по сей день в дворцах, доходных домах, дворовых флигелях и чердаках старой Москвы "живой дух" ее.

На презентацию двухтомника в "Российскую газету" пришли известные издатели, критики и журналисты, среди которых директор Мандельштамовского центра Павел Нерлер, филолог и литературовед Александр Ужанков и многие другие. Вечер вел первый заместитель главного редактора "Российской газеты" Юрий Лепский.

"Эта книга родилась из любопытства и желания рассказывать что-то интересное: не давиться впечатлениями, а делиться", - отметил автор. Первый том книги "Литературная Москва. Дома и судьбы, события и тайны" можно подержать в руках, а второй пока вышел только в электронном виде. Но именно этот второй том особенно важен для автора. Это уникальный справочник, где впервые в мире под одной обложкой собрано более 8,5 тысячи московских адресов: от протопопа Аввакума, Кантемира и Фонвизина до Цветаевой, Солженицына и Бродского. 20 адресов Пушкина, 19 - Чехова, 14 - Бунина, 24 - Есенина, 26 - "вечно бездомной" в Москве Ахматовой. Множество поэтов, прозаиков, литературоведов, библиофилов и ценителей русского слова. Это адреса всех салонов, литературных журналов, квартир, комнат, мест посиделок и даже литературных героев.

Книгу Вячеслав Недошивин писал не по страницам и даже не по абзацам - по строчкам с номерами домов и названиями улиц, по упоминаниям в мемуарах, примечаниях, комментариях к письмам, по спискам в домовых книгах и справочниках, энциклопедиям и градоведческой литературе. "Когда я всем этим заинтересовался, я стал покупать тонны книг и выписывать всё, что связано с темой литературных адресов. У меня в компьютере - 9 тысяч страниц выписок! Многие дома я лично объезжал на велосипеде, это было бесконечное кружение по Москве", - отметил автор.

Недошивину важен "литературный бульон" города: под одной обложкой собраны разные люди - и великие, и даже бездарные, но все - имеющие отношение к литературе. "Самое трудное было - указывать, кто бывал в гостях у писателей. Я упоминал только тех, кто был подтвержден переписками, мемуарами и другими документами", - поделился Вячеслав Михайлович.

Двухтомник Недошивина - не просто занимательное литературоведение, но все-таки, как надеется он, нечто большее. "Научные исследования отличают те или иные открытия. Некоторые есть и в моей книге. Например, - рассказывает автор, - я установил, что Мерзляковский переулок был назван в честь поэта и литературного критика Алексея Фёдоровича Мерзлякова. Найден дом Надежды Вольпин, установлена икона "Взыскания погибших", перед которой венчались Цветаева и Эфрон. Она сейчас находится в Брюсовым переулке".

Второй том, считает Вячеслав Недошивин, будет полезен литературоведам и даже может подтолкнуть научные исследования. Первый же том хронологически был написан после второго. В издательстве "АСТ" попросили написать его - "потому что люди любят истории". Так появилась книга, собравшая 320 московских адресов поэтов, прозаиков, критиков и просто "чернорабочих русской словесности" и ровно столько же захватывающих рассказов о тех, кто влюблялся, дружил, стрелялся по этим адресам и просто, а порой совсем непросто, жил в них. Под обложкой этой "каменной летописи книг" можно найти и истории великих произведений, которые в этих домах создавались.

Кстати, три недели назад Вячеслав Недошивин подписал договор на двухтомник "Литературный Петербург". Адреса у автора давно собраны, осталось только упорядочить, дошлифовать. А еще в мечтах - собрать такой же "Литературный Париж".