Войти в почту

«Духовенство должно быть с паствой даже на поле боя

С первых дней спецоперации на Украине поддержку российским военнослужащим оказывают священники Русской православной церкви, выезжающие на Донбасс и приграничные территории. Часто их служба связана с риском для жизни. К сожалению, четыре российских священнослужителя уже погибли. Однако опасная работа по окормлению воинов и их духовному попечению продолжается, поскольку в тяжелейших условиях войны помощь Церкви нужна как никогда. Иерея Дионисия Дыду хорошо знают куряне, проходящие службу в зоне СВО. О нём в своём материале рассказали журналисты РИА «Курск». С разрешения коллег мы перепечатываем эту статью. Крещены в окопах Священники были в армии и до революции. Военному духовенству уже более 300 лет. В нашей стране всего около 300 штатных военных священников, утверждённых министром обороны России и находящихся в штате воинских частей. В Курской области такой только один. Иерей Дионисий Дыда приписан к восковой части 11262 и уже более 10 лет находится в должности помощника командира, руководит епархиальным отделом по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами Курской епархии. Соответственно, курирует он и работу курских священнослужителей, выезжающих в прифронтовые территории, а они в свою очередь напрямую взаимодействуют с волонтёрами и другими неравнодушными гражданами, собирающими гуманитарную помощь. – Выезды на места дислокации войск осуществляются совместно с волонтёрскими организациями, – отметил отец Дионисий. – В частях штатное военное духовенство воспринимают как своих, поскольку мы ближе к армии, и за плечами имеется немалый опыт работы с военнослужащими. С тех пор как меня назначили помощником командира, это постоянные полевые выходы, учения. Неплохо знаю, как устроена армия, быт военнослужащих. Соответственно, понимаю, в какой ситуации какое слово нужно сказать, как поддержать. Иногда военнослужащие нуждаются в простом человеческом общении. Они оторваны от своих семей, от детей. Все мы люди и можем где-то унывать, где-то отчаиваться, бояться. Чувства естественны, поэтому священник иногда может даже выступать как психолог. Любая гуманитарная миссия, которая направляется из Курска в ДНР или ЛНР, старается привлечь священника, чтобы тот и пообщался с бойцами, и поддержал духовно. Прямо в окопах или блиндажах часто совершаются таинства крещения, причастия, исповеди. Поэтому священнослужителя всегда принимают очень тепло и радушно. – Когда военнослужащий находится в зоне риска между жизнью и смертью, здесь уже другое понимание ценностей жизни, – говорит Дионисий Дыда. – Человек начинает думать о духовном, о том, чтобы остаться живым. Идёт искренняя молитва к Богу. Военнослужащий подходит и спрашивает благословения, просит помолиться за своих сослуживцев, которые погибли или ранены. Встречаются те, кто не был крещён, но, возможно, думал об этом раньше. И здесь, оказавшись в такой напряжённости, просят, чтобы их крестили. Бывало, что военнослужащие прибывали из зоны боевых действий даже на короткий срок, буквально на час-два, и говорили мне: «Батюшка, хочу принять крещение». Приходилось крестить кратким чином и провожать в ответственный путь. Военнослужащим раздают иконки, крестики и пояски «Живый в помощи Вышняго», на которых находятся 90-й псалом и молитва «Да воскреснет Бог». – Стараемся привозить иконы тех святых, к которым обращаются с молитвой военнослужащие – Георгий Победоносец, Иоанн Воин, Димитрий Солунский, святитель Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, – перечисляет священник. – Всегда на выбор много икон. Иногда военнослужащий сам подходит и спрашивает какую-то определённую, если хочет, чтобы именно тот святой находился вместе с ним. Помогает любовь к Родине Упор идёт и на окормление госпиталей в приграничной зоне. У врачей и всего медперсонала не менее напряжённая служба, поток раненых идёт днём и ночью. Врачи тоже подходят к батюшке за молитвой. В начале спецоперации епархиальный военный отдел совместно с волонтёрскими организациями активно помогал наладить дополнительное снабжение наступавшим частям, подвоз провизии. Тогда же среди населения были оборудованы кухни, где бойцам готовили горячую пищу. – У нас выезжает несколько священников, потому что мне одному всё охватить нельзя, – признаётся иерей. – На прошлой неделе было четыре поездки. Какие-то я взял себе в нагрузку, какие-то другой священник. Потому что у нас тоже есть и богослужения, и другие служебные обязанности. Капелланы не находятся при частях постоянно. Если говорить о священниках нашего приграничного региона, выезды обычно длятся до нескольких дней в воинские части, которые прилегают к Курскому территориальному гарнизону, или в соседнюю Белгородскую область. Регламента, по которому они чётко могли бы приезжать в ту или иную часть, нет. Тем более происходит постоянная передислокация воинских формирований. Фактически священнослужитель проводит на одном месте несколько часов и едет на следующую точку, где командир попросил причастить военнослужащих, отслужить молебен и благословить. Что помогает священнику в такие поездки? То же, что и любому православному христианину, любому патриоту, который понимает, когда в защите Родины требуется его помощь. – Есть заповедь, говорящая, что нету большей любви, чем жизнь свою положить ради ближнего своего, – говорит отец Дионисий. – Это касается не только духовенства. Священник просто может являться примером. Общаясь с православными, верующими, воцерковленными людьми, которые находятся в зоне СВО, можно отметить, что они более ответственно подходят к выполнению поставленных задач. Таких Господь ведёт и поддерживает. Из общей массы верующие люди сразу выделяются. В этой категории нет ни одного человека, который отказывался бы идти в бой или от мобилизации. Формируется положительный образ православного воина, который всегда готов идти на защиту своей Родины. А священник должен быть со своей паствой, которая может находиться и на поле боя. По словам иерея, в Курской епархии много священников, которые готовы и хотят выезжать в зону СВО. Они понимают, что нужны там. Кстати, сам священник по каноническим правилам православной церкви не имеет права брать в руки оружие и тем более применять его. Пролив кровь, духовное лицо может быть запрещено в священном сане. Главное «оружие» священнослужителя – это слово и крест, духовное попечение о воинах как в мирное, так и в военное время. Справка «КП» Священнослужитель, который желает поехать в зону СВО, может обратиться в Синодальный отдел Московского патриархата по связям с Вооружёнными силами и правоохранительными органами. Синодальный отдел таких священников приветствует, помогает экипироваться и инструктирует, как проходит окормление военнослужащих в горячих точках. Есть соответствующие методички и брошюры. Алексей ПИЩУЛИН, РИА «Курск» Фото из архива героя публикации

«Духовенство должно быть с паствой даже на поле боя
© Курская правда