В Москве объявили лауреатов XI Премии The Art Newspaper Russia

Редакция газеты The Art Newspaper Russia объявила лауреатов ежегодной премии за 2022 год.

В Москве объявили лауреатов XI Премии The Art Newspaper Russia
© Российская Газета

В этом году к премиям в пяти номинациях, ставших привычными за десять лет ("Музей года", "Выставка года", "Книга года", "Реставрация года", "Личный вклад"), впервые добавлен специальный приз.

"За блестящую реализацию беспрецедентного международного проекта" им отмечены выставки в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, посвященные коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову, ставшие возможными благодаря сотрудничеству Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа, Фонда Louis Vuitton.

Проект впервые показал собрания Сергея Щукина, Ивана и Михаила Морозовых как целостные коллекции. Они были поделены между Государственным Эрмитажем и ГМИИ им. А.С.Пушкина после расформирования Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

Выставка коллекции Щукина в Париже в 2017 году стала самой посещаемой: ее посмотрели 1,2 млн. человек. Все шесть выставок в трех музеях посетило 4 569 072 человека.

В номинации "Музей года" победителем стал Нижегородский государственный художественный музей - "За кардинальное обновление одного из старейших художественных музеев России, освоение новых тем и площадок".

Нижегородский художественный музей открылся в 1896 году. В 2021 году, к 800-летию Нижнего Новгорода, музей был кардинально обновлен и расширен. Сейчас он занимает три площадки: дом губернатора в кремле с экспозицией русского искусства, дом Сироткина с западным искусством и новое пространство для русского авангарда. Помимо этого музей делает выставки в восстановленном историческом Манеже в Нижегородском кремле.

"Реставрацией года" названо спасение картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Реставрационные работы выполнили сотрудники отдела реставрации масляной живописи XVIII - начала ХХ века Третьяковской галереи во главе с Андреем Голубейко. Им отдана премия - "за глубоко научный подход и новые технологические разработки в деле возрождения многострадального шедевра русской живописи".

После нападения на картину в 2018 году, шедевр Репина реставрировали четыре года. Чтобы восстановить полотно, в Третьяковке была создана специальная мастерская и сделан гигантский роботизированный реставрационный стол. Картина вернется в постоянную экспозицию только после того, как для нее сделают антивандальную витрину.

Лауреатом в номинации "Выставка года" стал проект "Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений" в Дом культуры "ГЭС-2" - "за новаторский проект, предлагающий опыт синтеза классической и модернистской музыки, архитектуры и современного искусства". Этот проект создали кураторы Андрей Василенко, Андрей Паршиков, Дмитрий Ренанский, Андрей Титов-Врублевский, Екатерина Чучалина, Елена Яичникова. Архитектором была Елизавета Сазонова. Сценографом - Александр Барменков. Для выставки было выбрано семь музыкальных произведений, созданных с ХII по ХХ век. Проект объединил 31 художника и композитора.

Первый павильон выставки был посвящен Арнольду Шёнбергу, придумавшему Общество частных музыкальных представлений, чтобы добиться идеальных условий для исполнения и восприятия современной музыки. В последний павильон выставки, посвященный Рихарду Вагнеру, входить могли не больше двух человек. Это было своего рода напоминанием об опыте Людвига Баварского, который с 1872 года слушал оперы а без публики - представления в Мюнхенском национальном театре давались для единственного зрителя.

"Книгой года" стал каталог выставки Константина Мельникова, подготовленный и изданный Музеем архитектуры имени А.В. Щусева.". Музей архитектуры получил премию "за каталог выставки, который больше, чем она сама, представивший многолетний труд по изучению творчества гения архитектуры ХХ века". В каталоге "Мельников/ Melnikoff" статьи занимают почти половину увесистой книги. Треть из 12 текстов написали зарубежные авторы, что подчеркивает международную славу Мельникова. Так, Жан-Луи Коэн рассказывает о судьбе знаменитого парижского павильона, который по окончании Всемирной выставки 1925 года был подарен французской компартии, пересобран в другом месте, успел послужить художникам-сюрреалистам и был демонтирован лишь в 1945 году.

В номинации "Личный вклад" премию получила Марианна Сардарова, коллекционер, меценат, основатель Фонда содействия развитию современного искусства Ruarts и галереи Ruarts. В качестве модели для фонда Ruаrts, созданного в 2003 году, Марианна Сардарова выбрала Fondation Maeght во Франции, который объединяет выставочную деятельность, издание книг, продюсирование. За 18 лет в галерее Ruarts (создана в 2004 году) прошло более 100 персональных и групповых выставок отечественных и зарубежных художников разных поколений.