"Поэзия Олега Чухонцева необходима русской культуре…"

В подмосковном Павловском Посаде будущий поэт появился на свет 8 марта 1938 года. Рождение в этих местах повлияло на становление именно в том качестве, в каком его сегодня знает вся читающая Россия. Ресурс "Богородск-Ногинск. краеведение" в 2007 году в статье Е. Жуковой "Поэт и город. О творчестве Олега Чухонцева" цитировал предисловие автора к одной из книг о том, что значил небольшой среднерусский городок в его жизни: "Павловский Посад, где я прожил первые двадцать лет, несмотря на свою близость к – два часа езды паровиком, – был типичным провинциальным городком со свои патриархальным укладом, своей невеликой, но древней историей, смешанным полугородским ландшафтом и сельской простотой и очарованием, которые так много значат в начальные годы. Это был не городок даже, а именно посад, слобода, большое село на худой конец, каким он и был до середины прошлого века. И эта неопределенность, межумочность его повлияли на меня и мои писания больше всех учителей. Яблоневый и платочный, с водокачкой и каланчой в центре, с текстильными фабриками и огородами по берегам Вохны и Клязьмы, с колонками и колодцами на булыжных и затравевших улицах, с великолепным собором, поставленным на месте старой деревянной церкви, заложенной в 1381 году в память победы войска на Куликовом поле, – Вохонская волость была его вотчиной, и собор назывался Дмитриевским в честь святого великомученика Дмитрия Солунского, – а рядом живописное кладбище с гранитной силлабикой местному духовенству и купечеству и часовня поодаль – это уже в память разгрома французских отрядов ополчением здешнего крестьянина Герасима Курина, – а дальше остатки бывшего женского монастыря, ограду которого разобрали на строительство бани еще в двадцатые, а из келий сделали общежитие, и многое-многое другое, памятное и забытое, ну, например, единственный парк со старорежимными липами, летним кинотеатром и тиром и единственный зимний кинотеатр с громким названием "Вулкан" в духе первых революционных лет – все это, весь город с окрестными полями, старицами и болотцами и синей зубчатой кромкой леса на горизонте был как бы частью меня самого или я был его частью… …таким увидел его впервые и таким запомнил. Это, если хотите, мой град Китеж, с той лишь разницей, что действительность, возможно, и не соответствовала слепкам детской фантазии – хотя кто видел град Китеж? – и разоблачить их теперь не составит труда, узрев панельные башни на месте воздушных замков". Дому на Кировской, бывшей Царской улице, где появился на свет, Олег Григорьевич посвятил проникновенные слова: "Этот дом для меня, этот двор, этот сад-огород, как Эгейское море, наверно, как Крит для Гомера". Статья поднимала ту проблему, что к дому Чухонцева близко подошла "зона выжигания", её автор выражала тревогу за будущее строения и говорила о необходимости сохранить дом для потомков. Тем более, что Олег Чухонцев много сделал для прославления родного города своими стихами (некоторые из них я приведу далее). К счастью, отчий дом поэта уцелел по сей день. Буквально накануне юбилея Чухонцева об этом говорилось в городском паблике в соцсети "ВКонтакте" "Посадский летописец". Дом поэта Олега Чухонцева в Павловском Посаде. Фото: Николай Кружков/ Википедия Олег Чухонцев окончил филологический факультет Московского областного педагогического института имени Крупской, работал в отделах поэзии журналов "Юность" и "Новый мир". Однако в молодые годы он как творческая единица не мог считаться баловнем судьбы: его не так много печатали, да и две первые книги стихов в 1960-е годы выпустить не удалось. Есть версия, что "неприятности" Олега Григорьевича связаны с публикацией в "Юности" в 1968 году стихотворения "Повествование о Курбском", расцененного как апологетика этого исторического оппонента . Говорят, за выходом в свет этого текста в прессе разразилась критическая кампания, а за ней началась полоса замалчивания поэта, продлившаяся восемь лет. Они не прошли для Чухонцева в бездействии: он активно занимался поэтическими переводами классических и современных поэтов, как западных, так и представителей народов СССР, к примеру, Кайсына Кулиева или Хуты Гагуа. В переводах Олега Чухонцева к советскому читателю пришли и такие величины мировой литературы, как Поль Верлен, , И. В. Гёте. Но до середины 1970-х годов собственные тексты Чухонцева знал лишь тесный круг специалистов. Его стихи хвалили , , . Правда, все они, за исключением разве что Юнны Мориц, тоже были не на лучшем счету у "официальной" культуры... Но есть свидетельства о том, что поэзию Чухонцева в те же годы выделял и . По воспоминаниям поэта Николая Кружкова, земляка Чухонцева, до сих пор живущего в Павловском Посаде, в середине 1970-х он вместе с друзьями навестил Арсения Тарковского, и живому классику в разговоре назвали имя Олега Чухонцева. Тарковский его не знал, но заинтересовался. Позже Арсений Александрович сказал: "Чухонцев – это моя надежда". Эта история была опубликована в "Литературной газете" в "нулевые". Но, несмотря на признание профессионалов, к читателю Олег Чухонцев "пробивался" долго. Первый сборник стихов автора "Из трех тетрадей" вышел только в 1976 году, второй — "Слуховое окно" — появился в начале 1980-х. Считается, что эти сборники претерпели цензурные изменения. И только с третьей книги "Ветром и пеплом", увидевшей свет в 1989 году, голос Олега Чухонцева зазвучал ничем не стесненный. За этот сборник пятью годами позже стихотворец получил Государственную премию РФ в области литературы и искусства. Крупнейшими из состоявшихся на сей момент изданий поэта являются двухтомник 2014 года "Речь молчания" и "Безъязыкий толмач", куда вошли и оригинальные стихи поэта, и его избранные переводы, и однотомное собрание сочинений "… и звук, и отзвук" 2019 года. К слову, сегодня и стихи самого Чухонцева переведены на языки многих народов мира. Олег Григорьевич – кавалер ордена "За заслуги в культуре и искусстве", который вручен ему 19 октября 2022 года с формулировкой "За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность". Отношение литературного цеха к творчеству Олега Чухонцева и к самому автору остается неизменно уважительным и даже более того. 24 мая 2007 года, в день торжественного вручения ему национальной премии "Поэт", литературовед сказала: "Олега Чухонцева всегда отличало чувство порядочности и экзистенциальной свободы". Надо отметить, что поэтика Чухонцева является одним из излюбленных предметов современной литературной критики и литературоведения. Обе "строгие" дисциплины рассматривают ее весьма комплиментарно. "Поэзия Чухонцева в каком-то смысле необходима русской культуре как один из вариантов творческого пути, ориентированного на традиционные ценности. Речь не идет о готовых ценностях. Традиционность Чухонцева — в обращенности взгляда вспять, в самой потребности черпать из прошлого. При этом Чухонцев — сам всегда в начале этого пути и не смеет подводить итогов. Он постоянно в поисках языка, который в результате всякий раз неузнаваем. Чухонцев не „закрывает“ своего языка, доводя до совершенства собственную интонацию, — он не „заражает“ читателя собой. Этим он исключительно плодотворен для читателей и собратьев по перу. Чухонцев отдаривает за читательское погружение в свои стихи образом той перспективы, на пути к которой нет первых и последних" , – писал, к примеру, в статье "Внутренние пейзажи Олега Чухонцева", опубликованной в "Новом мире" в 2008 году поэт и критик , в настоящее время главный редактор журнала о поэзии "Prosodia" . А литературовед высказался еще определеннее: "…такое сочетание экзистенциальной остроты с натуралистической жесткостью — кому ещё оно доступно? — и уж это-то настоящая поэзия …". Фото: группа "Посадский летописец" в соцсети "ВКонтакте" Приведу два стихотворения Олега Чухонцева из числа тех, что он адресовал своей малой родине. "Сочетание экзистенциальной остроты с натуралистической жесткостью" делает эти строки чем-то гораздо большим, нежели "просто" воспевание родного города. Подобные стихи Чухонцева имеют глобальное и универсальное значение: *** Этот город деревянный на реке Словно палец безымянный на руке; Пусть в поречье каждый взгорок мне знаком Как пять пальцев, – а колечко на одном! Эко чудо – пахнет лесом тротуар, Пахнет тесом палисадник и амбар; На болотах, где не выстоит гранит, Деревянное отечество стоит. *** В нашем городе тишь да гладь, Листья падают на репейник В оголенном окне видать, Как неслышно пыхтит кофейник. Ходят ходики не спеша, Поворачиваясь на гире, И, томясь тишиной, душа Глохнет в провинциальном мире. Что он слышит, мой мертвый слух? То ль, что городу знать не ново: Как последний кричит петух, Как худая мычит корова? В нашем городе тишь да крышь, Что мы знаем – не знаем сами, Но за что ни возьмись – глядишь, Не сойдутся концы с концами. Редакция "Ревизора.ru" поздравляет Олега Григорьевича с круглым днем рождения и желает ему здоровья и бодрости, творческого долголетия и неизменной любви читателей, коллег и критиков.

"Поэзия Олега Чухонцева необходима русской культуре…"
© Ревизор.ru