Директор Минского ТЮЗа Вера Полякова-Макей - о том, чем живет детский театр
Заслуженная артистка Беларуси, худрук театрального проекта "ТриТформаТ" Вера Полякова-Макей чуть меньше года назад стала директором Белорусского государственного академического Театра юного зрителя. ТЮЗ привез в Москву спектакль "Женя + Таня = Любовь", российская премьера которого с аншлагом прошла в Деловом и культурном комплексе Посольства Беларуси в России.
Вера Александровна, с чего начали в новом качестве?
Вера Полякова-Макей: Внесли поправку, теперь - это театр для... детей. Сейчас наполняем репертуар, ставим современные молодежные спектакли, но по классическим произведениям. Важно, чтобы зритель от двенадцати и старше смотрел и белорусскую, и русскую классику, чтобы детям захотелось прочитать или перечитать произведение. Зритель слабо посещал театр. Моя задача его привлечь.
Театр начинается с вешалки?
Вера Полякова-Макей: Не только, но и с кафе. Зритель за деньги, которые потратил на билет, должен получить максимум удовольствия. Мы, например, еще водим экскурсии по музею театра, где собраны макеты, афиши, костюмы старых спектаклей.
На фестивале в Бобруйске россиянка Татьяна Самбук названа лучшим режиссером. Белорусы считают ее своим человеком - она уже четвертый год живет в Беларуси
Будет обновлен репертуар?
Вера Полякова-Макей: Выйдем на 50 процентов белорусских спектаклей и 50 российских. Был период, когда спектакли шли только на белорусском языке. Это ограничивает репертуар и выезд на гастроли. В Беларуси два государственных языка, и наш зритель должен выбирать спектакль на любой вкус. Московскому зрителю мы привезли спектакль "Женя + Таня = Любовь" по "Евгению Онегину" Пушкина. Режиссер Татьяна Самбук, спектакли которой в Москве уже показал "ТриТформаТ".
А почему такое хипстерское название?
Вера Полякова-Макей: Чтобы завлечь зрителя. Он приходит в зал и вдруг понимает, что спектакль-то в стихах!
Этой постановкой мы закрываем 30 мая фестиваль "Радуга" в Санкт-Петербурге, затем там еще сыграем пять спектаклей.
На фестивалях выступаете часто?
Вера Полякова-Макей: На престижном фестивале "Белая Вежа", где собираются театры девяти стран, показали спектакль Татьяны Самбук "Альпы. Сорок первый" по произведению Василя Быкова "Альпийская баллада". На фестивале национальной драматургии в Бобруйске Татьяна Самбук названа лучшим режиссером Беларуси. Мы считаем ее своим человеком - она уже четвертый год живет в Беларуси. Мы ее переманили из Тихвина, из-под Санкт-Петербурга.
На "Славянский базар в Витебске" собираетесь?
Вера Полякова-Макей: Да, директор фестиваля определяется с выбором спектакля. Я поеду с "Вишневым садом", а от ТЮЗа предложили три спектакля: "Альпы. Сорок первый", "Жена + Таня...", "Пиковая дама".
Как изменился ваш рабочий день?
Вера Полякова-Макей: Я прилетела в 9.10 в Москву, и было такое количество переговоров, что в гостиницу вошла в половине десятого вечера. Обсуждали переход ТЮЗа на новое финансирование по принципу 50 на 50. Договаривалась о гастролях Московского областного ТЮЗа под руководством заслуженной артистки России Нонны Гришаевой со спектаклями "Чайка" и "Про мою маму и про меня".
Какой зритель ходит в ТЮЗ?
Вера Полякова-Макей: Я продвигаю лозунг: от рождения до 99. Недавно был проект с Гродненской филармонией, которая привезла свой оркестр и "Мосты любви" с советскими песнями. В зале были пенсионеры, инвалиды. В ТЮЗ можно ходить всем. Порог этого театра впервые в жизни переступают дети. Сюда бабушки приводят внуков, а потом приходят с дедушками и подругами.
Современных "Онегиных" много. Каков ваш?
Вера Полякова-Макей: Очень красивая сценография - работа Татьяны Самбук и художника Дарьи Волковой, потрясающая музыка композитора из Москвы Дарьи Гарбузняк. Ее записал Президентский оркестр Республики Беларусь под управлением Виталия Кульбакова. Получился интересный симбиоз. Активно сотрудничаем с российскими режиссерами. Мы не нарушаем текст. В "Жене + Тане = Любовь" звучат стихи Пушкина. Зрители восхищены.
А что с "ТриТформаТом", которому исполнилось 10 лет?
Вера Полякова-Макей: В "ТриТформаТе" продолжаю играть. 17 марта мы привезем в Москву "Вишневый сад", приступаем к постановке "Мастера и Маргариты". У меня грядет юбилей, хочется порадовать зрителей новыми постановками. У "ТриТформаТа" появилось свое лицо. Виден почерк Татьяны Самбук (вгиковская ученица С. Соловьева. - Прим. авт.).
У вас есть любимый спектакль?
Вера Полякова-Макей: Был "Каренина", теперь - "Вишневый сад". "Каренина" по-прежнему очень востребованный спектакль, но Раневская в "Вишневом саде" открыла какую-то новую грань во мне.
Вы играли в Театре-студии киноактера под руководством лауреата премии Союзного государства Александра Ефремова.
Вера Полякова-Макей: Я там не работаю, но артист, который уезжал жить в другую страну, попросил вспомнить, как это было. Я сыграла в "Поисках истинного я", и выяснилось, зритель меня помнит. Люди сидели на приставных стульях.
"Женя + Таня = Любовь" - совместная работа белорусов и россиян. Фото: beltuz.by
Младший сын определился с профессией?
Вера Полякова-Макей: Еще нет, продолжает играть в спектакле "Три сестры". Я никогда не давила ни на старшего, ни на младшего. Важно, чтобы человек занимался тем, что ему интересно.
Чтобы не терять контакта с детьми, нужно быть звездой "ТикТока!?
Вера Полякова-Макей: Я продолжаю ею быть. Если телепрограмма "Наше утро", которую ведем с Александром Серебренниковым, не набирает миллион просмотров, значит, не дотянули.
После спектакля вам несут охапки цветов. Какие любимые?
Вера Полякова-Макей: Обычно дарят розы, а я люблю простые ромашки, подсолнухи, пионы. Пионы быстро отцветают, но зато невероятно пахнут.
Как оцениваете свой возраст?
Вера Полякова-Макей: Важно, как человек себя сам ощущает. Моя жизнь сейчас стала в два раза быстрее, стало в два раза больше работы. Мне говорят, что я даже помолодела. Судьба подкидывает все новые вызовы и испытания, но я уже накопила внутренние ресурсы, чтобы двигаться вперед. Я стала больше следить за собой, делаю зарядку. Говорят, мне на вид 35.
Филипп Киркоров был на премьере "Карениной". А на "онегинский" спектакль приглашали?
Вера Полякова-Макей: Он все время куда-то улетает. У нас теплые отношения.
Вы сильно похудели...
Вера Полякова-Макей: После болезни ковидом похудела на 10 кг и сейчас еще на десять. Я мясоед. Вкусно готовлю все, что связано с индейкой. Люблю картошку, как любой белорус. Сегодня зашла в ресторан, взяла суп и картошку.
Вы росли в спортивной семье. Родители хотели, чтобы вы стали артисткой?
Вера Полякова-Макей: Мама - доктор наук, до сих пор преподает в университете физической культуры и спорта. Ее вид спорта - стрельба из пистолета и винтовки. Родители не хотели, чтобы стала актрисой, но счастливы, хотя профессия - ужасная. Я каждую роль "проживаю" в семье. Какие-то идеи рождаются после полуночи.
Вы сова?
Вера Полякова-Макей: Сова, которая стала жаворонком. В половине седьмого утра начинаю свой день.
Вы - человек-оркестр. Трудно сказать, лучше поете или играете.
Полякова-Макей: В спектаклях всегда пою. Два года назад вышел второй альбом "Актриса" с новыми песнями.