Премьера спектакля «Мама мыла раму» состоялась в театре кукол «Теремок»
Иммерсивный спектакль «Мама мыла раму» (16+) поставил режиссер из Санкт-Петербурга Филипп Бородин. Эскиз постановки был создан им еще прошлой осенью в рамках своей работы в «Лаборатории молодой режиссуры». Оценил поставку сам автор произведения Лев Рубинштейн.
Жанр спектакля – иммерсивый - довольно новый для Вологды. Такой формат родился у молодого режиссера и артиста театра «Karlsson Haus» (Санкт-Петербург) Филиппа Бородина во время работы в рамках творческого проекта «Лаборатория молодой режиссуры». Он был посвящен 85-летию театра кукол «Теремок». В проекте принимали участие молодые постановщики из Москвы и Санкт-Петербурга. После создания эскиза спектакля «Мама мыла раму» было принято решение ставить постановку в вологодском театре кукол.
«Правила игры остались теми же, но может с несколькими изменениями. Ребята стали овеществлять небольшие предметные театральные вставки. В этом смысле спектакль сильно вырос, и он будет расти и дальше. Это спектакль, у которого нет финальной точки. Он всегда в работе, всегда будет меняться и никогда не сможет повториться. Ведь это игра. Наверное, мы в скором времени перестанем называть этот спектакль иммерсивным. В нем есть то, что, мне кажется, сейчас нам всем не хватает - человеческого, хорошего и честного разговора», - говорит Филипп Бородин.
Поэтому сам спектакль развернулся не как обычно на сцене, а в фойе «Теремка». Уютные круглые столы, настольные лампы и старая добрая игра «Русское лото» словно перенесли зрителей-участников спектакля в прошлое.
«Если говорить о душевной атмосфере и о разговоре, то игра в лото создает деревенскую или городскую квартирную атмосферу, в которой люди сидят все за одним столом. Сам Рубинштейн располагает к игре. Если Шекспир писал «Ромео и Джульету» подряд, на страницах, и мы уроним книжку, то сможем ее поднять и читать с той же строчки, на которой мы остановились. А «Мама мыла раму» Льва Семеновича написана на карточках. Если физически мы уроним это произведение, карточки рассыпятся, и нам придется их собирать, и, может быть, начать с другого места. Поэтому он сам толкает нас на эту игру. Мы просто ведемся на его предложение», - считает режиссер спектакля Филипп Бородин.
Актеры в спектакле не входят в образ, а играют самих себя. Через цитаты произведения участники рассказывают свои ассоциации и воспоминания, формируя определенный рассказ. Интересен и перенос карточек с цитатами на игру «Русское лото».
«Лото» у всех ассоциируется с детством, воспоминаниями об уюте, когда все собирались вместе, с семьей. Мы даже говорим тихим тоном голоса, чтобы зритель был с тобой здесь, близко», - рассказывают артисты «Теремка» Антон Диев и Андрей Васильев.
«Нам очень понравилось общаться со зрителями в живом формате, потому что мы тоже делимся своими сокровенными историями. На самом деле это не просто. Так же, как и зрителям, им хочется иногда что-то рассказать, но не всегда ты можешь это сделать и не в любой компании. Очень интересно наблюдать за процессом, когда с каждой карточкой зрителя раскрываются больше и больше. Когда мы выходим из-за стола мы как будто становимся родными людьми», - говорит артистка Наталья Васильева.
Оценил постановку и сам автор произведения Лев Рубинштейн. Поэт и писатель лично присутствовал на сдаче спектакля в Вологде.
«Я благодарный автор. Мне отраден сам факт того, что кто-то этим заинтересовался и что-то из этого решил сделать. Мне чуть-чуть не привычно, потому что мои фрагменты расположены в строгом порядке, а они тут в разнобой и используются по принципу «Лото». Но это только на первых порах, а потом я понял, что и так можно. В конце концов автор не является хозяином своего текста. Мне приятно, что на мое произведение кто-то обратил внимание. Мне было интересно», - рассказал Лев Рубинштейн.
Зрителям советуют оценить постановку не по одному разу, ведь с каждой игрой спектакль будет раскрываться по-новому. Ближайший показ спектакля состоится 11 марта. Начало в 18:30.