Войти в почту

Зависимая независимость: история церковного раскола на Украине

Киевский режим начал осторожный, но все же «джихад» против канонической Украинской православной церкви Московского патриархата, когда президент Украины Владимир Зеленский указом запретил все религиозные организации, связанные с Россией. Однако религиозный конфликт в стране существовал и до начала СВО. О том, как развивался церковный раскол в современной Украине, читайте в материале ИА DEITA.RU. Предыстория После крещения Руси на территории нынешней Украины существовала лишь одна христианская церковь – Киевская митрополия. В XVI часть епископов перешли в католицизм и подчинились Папе Римскому, сохранив православные обряды. Так образовалась новая религиозная структура - Украинская греко-католическая церковь. Она сосуществовала параллельно с наиболее распространенной на Украине православной церковью и действует до сих пор. Следующий раскол внутри украинского православия произошел после Февральской революции в 1917 году. Тогда опять же часть высшего священства самочинно покинула лоно Московского патриархата. Так образовалась Украинская автокефальная православная церковь. До 1990 года каноническое православие не делилось на Русскую и Украинскую церкви. Однако в 1990 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви учредил Украинскую и Белорусскую православные церкви в качестве независимых и самостоятельных, но в составе Московского патриархата. Первым предстоятелем УПЦ МП тогда стал митрополит Филарет (Денисенко), которому московский патриарх Алексий II выдал Благословенную Грамоту о даровании независимости. Однако Филарет взял курс на полное отчуждение от Москвы и стремился к автокефалии, то есть полному самоуправлению. Отклика тогда это не нашло даже среди украинских архиереев, которые выступили против полной самостоятельности, поскольку тогда бы православию на Украине пришлось в одиночку противостоять греко-католикам и раскольникам из УАПЦ. В итоге после внутренних разбирательств РПЦ потребовало от Филарета покинуть пост предстоятеля, но тот не захотел подчиниться. В результате его лишили сана, а в 1997 году так и вовсе отлучили от церкви и предали анафеме. Но это не помешало уже бывшему митрополиту продолжить вести религиозную деятельность. Результатом стало самовольное образование в 1992 году Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, которую, пусть и не сразу, но возглавил тот же Филарет. УПК КП начала существовать в качестве непризнанной церкви и не имела большого числа прихожан по сравнению с канонической УПЦ МП. Уже тогда начались первые захваты храмов. В частности, нового митрополита, назначенного Московским патриархатом, не пустили в резиденцию, а кафедральный Владимирский храм в Киеве остался за Филаретом. Тогда же была попытка захвата Киево-Печерской лавры штурмом, которым руководили украинские экстремисты. Отбить его смогли сотрудники «Беркута» вместе с прихожанами. Возвышение «киевского патриархата» До событий 2014 года УПЦ КП оставалась незначительной религиозной структурой, несмотря на попытки официальной власти ввести ее в «легитимное» поле. Так, например, президент Виктор Ющенко затеял проект по объединению православных церквей в единую Поместную церковь на Украине, которая бы собрала как раскольнические структуры, так и каноническую церковь Московского патриархата. Однако тогдашний митрополит УПЦ МП Владимир (Сабодан) отреагировал на это словами, что власти неправильно понимают значение слова Поместная церковь. Она на Украине и так есть, и создавать ничего не нужно – ей является Украинская православная церковь Московского патриархата. Участвовать в этом политическом проекте каноническая церковь отказалась. На момент Евромайдана УПЦ МП, возглавляемая митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, преобладала на большей части территории страны. Ее же поддерживал бывший президент Украины Виктор Янукович. Однако после его свержения в 2014 году антироссийская риторика новой киевской власти стала плодотворной почвой для увеличения прочих раскольнических церквей, которые поддержали переворот. В первую очередь, реванш за «унижения» 90-х решил взять Филарет и его «киевский патриархат». Новая власть в Киеве и УПЦ КП нашли точки соприкосновения в желании отчуждения от России. А потому у «киевского патриарха» появилось больше возможностей для распространения влияния. С поддержки власти Филарету удалось захватить часть храмов канонической УПЦ МП, в первую очередь – в западной части страны и в Киевской области. Под горячую руку попали даже бывшие союзники в борьбе с каноническим православием – УАПЦ. Некоторые их храмы также силой забрал «киевский патриархат». Однако храм без прихожан – это просто здание, а Церковь, в первую очередь, значит собрание верующих. И забрать веру силой значительно сложнее, чем забрать здание – верующие «проголосовали ногами» и продолжили посещать храмы Московского патриархата. Первый после госпереворота президент Петр Порошенко открыто выражал поддержку УПЦ КП. Посещал именно их службы и игнорировал службы канонической церкви. Он же стал развивать идею обретения автокефалии, минуя участие в этом Московского патриарха. И вновь религия стала политическим проектом. Так, в июне 2016 года Верховная рада (!) Украины проголосовала за резолюцию с призывом к Вселенскому (Константинопольскому) патриархату «признать недействительным акт 1686 года (присоединение Киевской митрополии к Московскому патриархату), принятый в нарушение священных канонов Православной церкви», принять участие в «объединительном Соборе Украинской церкви» и дать этой «церкви» автокефалию. Синод в Константинополе принял решение подробнее изучить вопрос на уровне специальной синодальной комиссии, что означало резкий разворот Вселенского патриарха в вопросе канонического православия. В итоге он решил поддержать раскольников. Результатом этого стал томос «об автокефалии Украинской церкви» 2019 года. Те, кто принял такое решение, объяснили это тем, что томос 1686 года был временный, и Константинополь на самом-то деле передал Киевскую митрополию Москве на время. В РПЦ заявили, что в документах ни о какой «временной» передаче речи не было. Томос Порошенко Тем не менее процесс легитимации раскольников начался. Однако Константинопольский патриархат понимал, что открыто поддержать раскол на языке канонов акт вопиющий. Поэтому была создана новая религиозная структура под названием Православная церковь Украины (ПЦУ), а УАПЦ и УПЦ КП упразднили. Ее предстоятелем избрали епископа УПЦ КП Епифания (Думенко) с титулом «митрополит Киевский и всея Украины». Филарета же избрали «почётным патриархом» ПЦУ и дали должность управляющего Киевской епархией. И тут есть но. Филарет всю свою церковную карьеру на Украине искал полной автономии. Автокефалия предполагает, что Церковь имеет право на самостоятельное управление, собственный церковный суд и самостоятельное мироварение. Но томос Константинопольского патриарха всего этого как раз не давал. По факту раскольники на Украине, «освободившись» от Московского патриарха, добровольно сдались Константинопольскому. ПЦУ не имела права вершить церковный суд, самостоятельно ставить епископов, а юрисдикция ее ограничивалась политическими границами, что не соотносится со статусом автокефалии. При этом предстоятеля ПЦУ запрещалось именовать патриархом. Иными словами, патриаршество Филарета в новой религиозной структуре было фасадом. Он это понимал, а потому продолжил делать то, к чему привык – устроил раскол внутри раскола. Филарет продолжил именовать себя «киевским патриархом» и издавать под этим титулом документы, а также ставить епископов. ПЦУ же этих епископов не признали. Закончилось все тем, что УПЦ КП возродилась, а Филарет сделал вид, что никуда она и не исчезала. Он – предстоятель этой церкви, а ПЦУ – вообще отдельная история. При этом в ПЦУ он продолжил числиться «патриархом на покое». Спецоперация В этом религиозном контексте Россия начала специальную военную операцию на Украине. Это сильнейшим образом отразилось на развитии раскольнических структур, которые и до этого изо всех сил пытались отмежеваться от Москвы во всех сферах, что даже сдались Константинополю, не получив настоящей самостоятельности, ведь, как показала история, нужна была не самостоятельность, а разрыв с Россией. С началом СВО разрыв только обострился и распространился и на каноническую Церковь Московского патриархата. В мае 2022 года состоялся Поместный собор УПЦ МП, результатом которого стала публикация заявления о «своей полной независимости» от Русской церкви. «Собор принял соответствующие дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской православной церкви, свидетельствующие о полной самостоятельности и независимости Украинской православной церкви», - говорится в документе. В этом же заявлении впервые появляется намек на полную автокефалию, но уже от канонической церкви – претензия на самостоятельное мироварение. Сказано это было обтекаемо, мол, обсуждали вопрос, но решения тогда не вынесли. По крайней мере, не озвучили публично. Кроме мироварения, на Поместном соборе звучало желание канонической церкви иметь свои собственные диаспоры, то есть выйти за границы юрисдикции, ограничивающейся политической границей Украины. Напомним, это может делать только автокефальная церковь. Однако, официальное отмежевание от Москвы не помогло УПЦ МП стать на родине «своей» и избежать уже официального преследования от киевской власти, которая под видом борьбы с русскими «оккупантами», «диверсантами», «сепаратистами» объявили канонической церкви «джихад»: СБУ регулярно устраивают в храмах рейды, обыскивают монастыри, кельи, квартиры священников, монахов и прихожан; на них заводят дела; а целые храмы и даже монастыри отбирают. Вопиющим случаем стал захват Киево-Печерской лавры. Остается надеяться, что пророчество, которое передал Игорь Стрелков от монахов Святогорской Лавры о том, что «воссоединение Руси начнется через полгода после того, как еретики, раскольники захватят Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры», сбудется...

Зависимая независимость: история церковного раскола на Украине
© Deita.ru