Новое дыхание Бурятской оперы
Республика Бурятия 30 мая 2023 будет отмечать свое столетие. Именно в этот день 100 лет назад Монголо-Бурятская и Бурят-Монгольская автономные области РСФСР объединились в Бурят-Монгольскую АССР с центром в Верхнеудинске — будущем Улан-Удэ (с 1934). С республикой связано три феномена: природный — Байкал (большая часть побережья и туристической инфраструктуры находится в Бурятии), духовный — Буддизм (здесь находится Иволгинский дацан – центр российского буддизма), культурный — Бурятский театр оперы и балета (старейший оперный театр на территории Сибири и Дальнего Востока). Созданный в 1939, он стал локомотивом профессионального искусства Бурятии. За 84-летнюю историю театр стал уникальным театральным и туристическим брендом всего Байкальского региона, покоряя любителей классического музыкального театра «от Амура до Енисея». Культурная революция Извне культурная жизнь Бурятии кажется замкнутой: от Улан-Удэ до Улан-Батора около 600 км, до Москвы — почти 6000 км; в городе нет консерватории; филармония на ремонте, а ближайшая — в Иркутске (450 км по трассе), на другом берегу Байкала; ближайший оперный театр — в Красноярске (1500 км по трассе); до ближайшего филиала Мариинки (Владивосток) ехать 3500 км, зато генеральное консульство Монголии занимает соседнее с оперным театром здание. Несмотря на это, театр приглашает специалистов из ведущих музыкальных театров страны, воспитываются собственные кадры: в качестве практики предоставляется работа студентам колледжа искусств и хореографического колледжа, оплачиваются стипендии и проезд обучающимся в центральных творческих вузах страны. Новейшее время С октября 2021 директором Бурятского театра оперы и балета является Дмитрий Дылыков — экс-замминистра культуры Забайкальского края, который начинал карьеру как артист Бурятского драматического театра, а позже перешел на административную работу в культурных учреждениях республики и аналитическую деятельность в министерстве культуры. Дмитрй Дылыков, директор Бурятского театра оперы и балета Также с октября 2021 художественным руководителем театра является дирижер Владимир Рылов, который уже возглавлял театр в 1986–1989 и в начале 2000-х, а кроме того был главным дирижером Пермской оперы (1980-1984), Балета Касаткиной и Василёва (1989-1991), худруком Госоркестра кинематографии, оркестра Алтайской филармонии, Самарского и Башкирского оперных театров, Волгоградского музыкального театра. Владимир Рылов — народный артист Республики Бурятия, лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки. Владимир ылов, художественный руководитель Бурятского театра оперы и балета Художественный руководитель оперы с 2013 — представительница известной бурятской оперной династии Дарима Линховоин. Главный балетмейстер Баярто Дамбаев — экс-солист и репетитор балетной труппы театра; до него этот пост с 2012 года занимал Морихиро Ивата, который усилил бурятский балет японскими артистами, привлек японских спонсоров и осуществил несколько громких проектов, включая премьеру национального балета «Красавица Ангара» (2016, хореография Михаила Заславского и Игоря Моисеева в редакции Морихиро Иваты), впервые поставленного в Улан-Удэ в 1959 (композиторы Лев Книппер и Бау Ямпилов, либретто Намжила Балдано). Балет Мариуса Петипа «Талисман», поставленный в 2019 Александром Мишутиным, стал первым спектаклем, номинированным на премию «Золотая маска» («Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа балетмейстера-хореографа», «Лучшая женская роль» — Анна Петушинова). Ревущие двадцатые С сезона 2021/22 Бурятский театр оперы и балета воплощает в жизнь планы своего нового и при этом знакомого худрука. Владимир Рылов начал с исполнения концертных программ «Посвящаем Пушкину» и «С возвращением, maestro!». В первую вошли концертные исполнения оперы Сергея Рахманинова «Алеко» и фрагменты оперы Глинки «Руслан и Людмила», между номерами которой дирижер декламировал избранные места из поэмы. Второй проект тоже включал в себя фрагменты из «Руслана», а также музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель», во время исполнения которых Рылов наизусть прочел повесть. 18 марта 2022 в театре состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» в постановке Дины Орловой, которую заметили после участия в Лаборатории молодых оперных режиссеров «Байкал-опера», проходившей в театре в сентябре 2021. Владимир Рылов: «Наша постановка посвящена очень серьезной проблеме власти — подавляющей, тоталитарной, и здесь возникают прямые ассоциации с ХХ веком. Многие наши зрители знают о событиях ХХ века только по книгам, фильмам и рассказам. Я же в большой степени сам очевидец и участник этих событий, и тот исторический фон, на котором разворачивается драма наших персонажей, напоминает об этом времени». В мае 2022 состоялся фестиваль классической и современной музыки «Возвращение», где исполнялись вокальный цикл «Военные письма» Валерия Гаврилина и кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева, православные духовные песнопения на бурятском языке, выступали лауреаты конкурса Чайковского пианист Алексей Мельников, виолончелист Александр Рамм, сопрано Мария Мотолыгина. Режиссер спекталя «Эреэхен» Олег Юмов представляет эскизы макета спектакля (художники Даши Намдаков и Сэсэг Дондокова) В июне 2022 в театре прошла мировая премьера первого бурятского рок-мюзикла «Бальжан Хатан». Автором проекта и режиссером выступил номинант «Золотой маски» (2009, 2011) Олег Юмов; в его постановке в театре с 2011 года идет национальная опера «Энхэ-Булат батор». Автор музыки рок-мюзикла «Бальжан Хатан» — Сарантуя Жалцанова-Дмитриева, либреттист — народная артистка Бурятии Надежда Мунконова. Либретто написано по мотивам одноименной поэмы Сергея Бахлаева. Бальжан Хатан — национальная героиня, бурятская княгиня, жившая на рубеже XVI-XVII веков. Ее эпическая история подана на сцене скорее в оперном, чем в мюзикловом ключе, но музыка действительно звучит как рок в симфонической обработке. Бальжан Хатан #awesome-gallery-92217-1 .asg-filters .asg-filter a { color: #ffffff; background-color: #222222; } #awesome-gallery-92217-1 .asg-filters .asg-filter.asg-active a { color: #ffffff; background-color: #444444; } #awesome-gallery-92217-1 .asg-image-overlay { background-color: #000; background-color: rgba(0, 0, 0, 0.3); -ms-filter: "progid:DXImageTransform.Microsoft.Alpha(Opacity=30)"; filter: alpha(opacity=30); } #awesome-gallery-92217-1 .asg-image-caption-wrapper { text-align: center; background-color: #000; background-color: rgba(0, 0, 0, 0.8); -ms-filter: "progid:DXImageTransform.Microsoft.Alpha(Opacity=80)"; filter: alpha(opacity=80); } #awesome-gallery-92217-1 .asg-image : hover .asg-image-caption-wrapper { opacity: 1; } #awesome-gallery-92217-1 .asg-image-caption1, #awesome-gallery-92217-1 .asg-image-caption1 a{ color: #ffffff; } #awesome-gallery-92217-1 .asg-image-caption2, #awesome-gallery-92217-1 .asg-image-caption2 a{ color: #ffffff; } #awesome-gallery-92217-1 .asg-bottom .asg-load-more{ background-color: #222; color: #ffffff; box-shadow: 1.5px 3px 0 0 #eee; } #awesome-gallery-92217-1 .asg-bottom .asg-all-loaded { border-radius: 0; -webkit-border-radius: 0; -moz-border-radius: 0; -ms-border-radius: 0; -o-border-radius: 0; } #awesome-gallery-92217-1 .asg-bottom .asg-all-loaded { background-color: #888888; color: #cccccc; } #awesome-gallery-92217-1 .asg-bottom .asg-all-loaded { border-bottom-color: #bbbbbb; } #awesome-gallery-92217-1 .asg-bottom > div { -webkit-border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -ms-border-radius: 0px; -o-border-radius: 0px; border-radius: 0px; padding: 12px 30px; } #awesome-gallery-92217-1 .asg-image-caption1 { font-size: 14px; line-height: 1.4; } #awesome-gallery-92217-1 .asg-image-caption2 { font-size: 14px; line-height: 1.4; } Первой премьерой театра в сезоне 2022/23 стала опера Чайковского «Иоланта» в концертном исполнении (6 октября). Ранее опера ставилась в Улан-Удэ в 1955 и 1976. Владимир Рылов: «“Иоланта” — моя любимая опера, и я ставил ее здесь более 20 лет назад как спектакль “Дочь короля Рене”. В этом шедевре Чайковского мы можем показать наших артистов с лучшей стороны, причем это безумно сложное во всех отношениях сочинение. Это еще один экзамен для нас. Еще один тест на профессиональную пригодность. Когда в театре выходит “Иоланта” — это сертификат качества». До Нового года состоялись премьеры балетов «Ромео и Джульетта» в постановке Михаила Лавровского (18 ноября) и «Снежная королева» в постановке Петра Базарона (19 декабря). Ромео и Джульетта #awesome-gallery-92251-2 .asg-filters .asg-filter a { color: #ffffff; background-color: #222222; } #awesome-gallery-92251-2 .asg-filters .asg-filter.asg-active a { color: #ffffff; background-color: #444444; } #awesome-gallery-92251-2 .asg-image-overlay { background-color: #000; background-color: rgba(0, 0, 0, 0.3); -ms-filter: "progid:DXImageTransform.Microsoft.Alpha(Opacity=30)"; filter: alpha(opacity=30); } #awesome-gallery-92251-2 .asg-image-caption-wrapper { text-align: center; background-color: #000; background-color: rgba(0, 0, 0, 0.8); -ms-filter: "progid:DXImageTransform.Microsoft.Alpha(Opacity=80)"; filter: alpha(opacity=80); } #awesome-gallery-92251-2 .asg-image : hover .asg-image-caption-wrapper { opacity: 1; } #awesome-gallery-92251-2 .asg-image-caption1, #awesome-gallery-92251-2 .asg-image-caption1 a{ color: #ffffff; } #awesome-gallery-92251-2 .asg-image-caption2, #awesome-gallery-92251-2 .asg-image-caption2 a{ color: #ffffff; } #awesome-gallery-92251-2 .asg-bottom .asg-load-more{ background-color: #222; color: #ffffff; box-shadow: 1.5px 3px 0 0 #eee; } #awesome-gallery-92251-2 .asg-bottom .asg-all-loaded { border-radius: 0; -webkit-border-radius: 0; -moz-border-radius: 0; -ms-border-radius: 0; -o-border-radius: 0; } #awesome-gallery-92251-2 .asg-bottom .asg-all-loaded { background-color: #888888; color: #cccccc; } #awesome-gallery-92251-2 .asg-bottom .asg-all-loaded { border-bottom-color: #bbbbbb; } #awesome-gallery-92251-2 .asg-bottom > div { -webkit-border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -ms-border-radius: 0px; -o-border-radius: 0px; border-radius: 0px; padding: 12px 30px; } #awesome-gallery-92251-2 .asg-image-caption1 { font-size: 14px; line-height: 1.4; } #awesome-gallery-92251-2 .asg-image-caption2 { font-size: 14px; line-height: 1.4; } Мистер Икс Еще одно важное событие в жизни театра: Владимир Рылов удостоен национальной оперной премии «Онегин» за 2022 в номинации «Музыкальный руководитель». Премия была вручена маэстро 21 ноября на Исторической сцене Мариинского театра. 24 января 2023 прошла премьера оперетты Имре Кальмана «Мистер Икс» в постановке режиссера Санкт-Петербургской музкомедии Аллы Семак — не в растиражированной «парижской» версии, а в исходной, где действие происходит в Петербурге. #awesome-gallery-92236-3 .asg-filters .asg-filter a { color: #ffffff; background-color: #222222; } #awesome-gallery-92236-3 .asg-filters .asg-filter.asg-active a { color: #ffffff; background-color: #444444; } #awesome-gallery-92236-3 .asg-image-overlay { background-color: #000; background-color: rgba(0, 0, 0, 0.3); -ms-filter: "progid:DXImageTransform.Microsoft.Alpha(Opacity=30)"; filter: alpha(opacity=30); } #awesome-gallery-92236-3 .asg-image-caption-wrapper { text-align: center; background-color: #000; background-color: rgba(0, 0, 0, 0.8); -ms-filter: "progid:DXImageTransform.Microsoft.Alpha(Opacity=80)"; filter: alpha(opacity=80); } #awesome-gallery-92236-3 .asg-image : hover .asg-image-caption-wrapper { opacity: 1; } #awesome-gallery-92236-3 .asg-image-caption1, #awesome-gallery-92236-3 .asg-image-caption1 a{ color: #ffffff; } #awesome-gallery-92236-3 .asg-image-caption2, #awesome-gallery-92236-3 .asg-image-caption2 a{ color: #ffffff; } #awesome-gallery-92236-3 .asg-bottom .asg-load-more{ background-color: #222; color: #ffffff; box-shadow: 1.5px 3px 0 0 #eee; } #awesome-gallery-92236-3 .asg-bottom .asg-all-loaded { border-radius: 0; -webkit-border-radius: 0; -moz-border-radius: 0; -ms-border-radius: 0; -o-border-radius: 0; } #awesome-gallery-92236-3 .asg-bottom .asg-all-loaded { background-color: #888888; color: #cccccc; } #awesome-gallery-92236-3 .asg-bottom .asg-all-loaded { border-bottom-color: #bbbbbb; } #awesome-gallery-92236-3 .asg-bottom > div { -webkit-border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -ms-border-radius: 0px; -o-border-radius: 0px; border-radius: 0px; padding: 12px 30px; } #awesome-gallery-92236-3 .asg-image-caption1 { font-size: 14px; line-height: 1.4; } #awesome-gallery-92236-3 .asg-image-caption2 { font-size: 14px; line-height: 1.4; } На горизонте В планах театра на юбилейный для республики 2023 — несколько больших проектов. 4 февраля в Бурятском театре оперы и балета состоялся гала-концерт фестиваля «Созвездие молодых». Студенты и выпускники творческих вузов — Московской, Петрозаводской, Казанской консерваторий — выступили с симфоническим оркестром под управлением Владимира Рылова. По приглашению министра культуры Бурятии Соелмы Дагаевой и Владимира Рылова в Улан-Удэ впервые побывал маэстро Ялчин Адигезалов. Дирижер Азербайджанского академического театра оперы и балета, народный артист Азербайджана дирижировал 11 и 12 февраля спектаклями «Тысяча и одна ночь», которые были посвящены 100-летию композитора Фикрета Амирова. На сцене Бурятского театра оперы и балета спектакль был поставлен в 1992, возобновлен в 2020. В шестой раз состоится Baikal Dance Festival с участием звезд бурятского балета и приглашенных знаменитостей. Пройдет Международный фестиваль балета, посвященный памяти выдающихся балетных деятелей Бурятии народной артистки СССР Ларисы Сахьяновой, народного артиста РСФСР Петра Абашеева. В первой половине декабря 2023 в Москве и Санкт-Петербурге пройдут Дни Бурятии, в рамках которых труппа Бурятского театра оперы и балета выступит на сцене Большого театра. Национальные спектакли 26 февраля в Бурятском театре оперы и балета показан первый буддийский балет — хореографическая элегия «Лик богини» композитора Юрия Ирдынеева. В основу балета легла легенда о выдающемся скульпторе XVII века Дзанабадзаре (1635–1723) — правителе Халхи под сюзеренной властью империи Цин, основателе монгольской портретной живописи и изобретателе монгольской письменности — соёмбо. «Поставленный в 1990 году балет “Лик богини” Юрия Ирдынеева вызвал большой общественный резонанс, так как был первым буддийским спектаклем на балетной сцене», — отмечает министр культуры Республики Бурятия Соелма Дагаева. Планируется мировая премьера национального балета «Баргуджин Тукум» — так называется территория вокруг Байкала, исконная древняя родина бурят. Эскиз балета был показан в финале открытого Конкурса на создание национального балетного спектакля в рамках подготовки и проведения празднования 100-летия образования Республики Бурятия. Его авторы — композитор Анастасия Дружинина (заведующая музыкальной частью Бурятского театра драмы, где спектакли идут на национальном языке), либреттист Геннадий Башкуев (маститый национальный драматург) и хореограф Никита Дмитриевский, в свое время танцевавший в Большом театре и NDT. В пандан к балету в рамках празднования 100-летия Республики Бурятия в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета пойдет и мировая премьера национальной оперы «Эреэхэн» в постановке Олега Юмова. Работа по подготовке спектакля ведется Министерством культуры Бурятии с 2020, когда был проведен конкурс на создание оперы. Конкурс был приурочен к 100-летию Бурятии и организован с целью возрождения традиции формирования бурятского национального театрального репертуара, основанного на событиях из истории бурятского народа, бурятском фольклоре, а также биографиях выдающихся исторических личностей. Баир Дондоков Автор музыки и либретто — Баир Дондоков, одно время возглавлвший Союз композиторов Бурятии. Первоисточник либретто — пьеса «Ехэ Удаган Абжаа» («Великая шаманка – сестрица») выдающегося бурятского писателя, ученого и общественного деятеля Базара Барадина (1878–1937) о походе представителей бурятских родов в Москву к Петру I. 15 февраля в театре прошел техсовет, на котором были представлены эскизы декораций и костюмов. Спектакль оформляют Сэсэг Дондокова, которая разработала аниме-эстетику рок-мюзикла «Бальжан Хатан», и всемирно известный бурятский скульптор Даши Намдаков, создатель уникальных динамично-фантазийных бронзовых статуй-кукол. Главным элементом декорации стала его 5-метровая скульптура «Ясновидение», также зрители увидели и графику известного мастера. Даши Намдаков «На создание национальной оперы в честь 100-летия Республики Буртия с 2021 по 2023 годы была выделена субсидия в размере 13 миллионов 465 тысяч рублей из федерального бюджета. Думаю, получится очень красивый спектакль», — отметила министр культуры Бурятии Соелма Дагаева. Соелма Дагаева, министр культуры Республики Бурятия Прикоснуться к оживлению опернй легенды захочется любому, от дебютантов до мэтров, а само название в афише прикует к Улан-Удэ внимание далеко за пределами Бурятии. Бурятскому театру оперы и балета, находящемуся на восточных рубежах нашей родины, было предопределено стать «воротами в Азию». Придавая огромное значение развитию межгосударственных культурных контактов, артисты театра активно гастролируют в приграничных странах Азии: Монголии, Южной Корее, Китае, Японии. Одновременно с этим, на сцене театра выступают артисты из стран азиатско-тихоокеанского региона, создавая восточный российский полюс кросскультурных контактов. «Для меня очень важно видеть территорию России, на которой и для которой мы работаем, для кого существуют наш информационно-концертный проект, – сказал на творческой встрече в театре 28 января главный редактор “МО” Андрей Устинов. — Я впервые побывал в Бурятском театре оперы и балета, конечно, видел фотографии в интернете. Театр производит грандиозное впечатление по своим размерам и по архитектурным особенностям сталинского ампира. Я удивлен потенциальными возможностями театра, оркестра и балетной труппы. Видно, что все работают с удовольствием. Хорошо, что здесь есть своя хореографическая школа. Это большой успех. И Владимир Рылов — темпераментный руководитель со своими высокими требованиями, что, наверное, не всем нравится. Но если не ставить в искусстве высокую планку и не пытаться решать большие задачи, даже если ты тянешься к ним с трудом, то тогда не надо заниматься искусством». Театр жив, когда он меняется. Две цели — сохранение классического наследия и поиск новых театральных форм — окрыляют его дальнейший путь накануне столетнего юбилея республики. Даши Намдаков. Из серии "Войны" II, 2002 История театра Рождение музыкального театра бло явлением не случайным. Сокровища фольклорного творчества бурятского народа стали одной из основ быстрого формирования в 30-е годы бурятского музыкального театра. У истоков создания профессионального оперного искусства Бурятии стояли известные деятели русского музыкального и театрального искусства, приехавшие в Бурятию из западной части России: композиторы П. Берлинский, М. Фролов, В. Морошкин, балетмейстеры И. Моисеев, М. Арсеньев, педагоги Т. Глязер, В. Обыденная, режиссеры И. Туманов, А. Миронский, художники Г. Кигель, А. Тимин и другие. Они воспитали целую плеяду бурятских музыкантов, певцов, танцовщиков. В 20-е годы в республике начинает зарождаться профессиональное искусство. Открываются музыкальная школа, передвижные музыкальные курсы. Как во многих национальных республиках, путь к опере лежал через переходный жанр — музыкальную драму. В Бурятии первым произведением такого рода явилась музыкальная драма «Баир» П. Берлинского. Успех спектакля в 1938 показал, что театр сделал большой шаг на пути овладения музыкально-сценическим искусством. Бурятский театр оперы и балета отсчитывает свою историю от 20 декабря 1939, когда Президиум ЦИК Бурят-Монгольской АССР издал постановление о реорганизации национального драматического театра в музыкально-драматический. 20 октября 1940 показом первой национальной оперы «Энхэ-Булат батор» (композитор Маркиан Фролов, либретто Намжила Балдано) открылась I Декада бурят-монгольского искусства в Москве. В годы Великой Отечественной войны было образовано несколько концертных бригад, выступавших в воинских частях и госпиталях в Улан-Удэ, Забайкалье и на Дальнем Востоке. Художественным руководителем театра с момента его основания и до разделения в 1948 году на оперно-балетный и драматический был легендарный бурятский театральный деятель Гомбожап Цыдынжапов (в 1948-1960 – главный режиссер театра оперы и балета), чье имя Бурятская опера носит сегодня. В послевоенные годы репертуар театра рос стремительными темпами. Театр с каждым сезоном вырастал из рамок музыкально-драматического. Шло строительство здания театра, которое было торжественно открыто в 1952 году. Здание в стиле сталинского ампира с национальными элементами стало архитектурной доминантой столицы республики — ныне это охраняемый памятник архитектуры федерального значения. Блестящее выступление Бурятского театра оперы и балета на второй Декаде бурятского искусства и литературы в Москве в 1959 году было отмечено присвоением ведущим мастерам почетных званий. Звания народного артиста СССР был удостоен Л. Линховоин, народных артистов РСФСР – Л. Сахьянова (позже – народная артистка СССР, лауреат Госпремии РСФСР), Н. Петрова, Б. Балдаков. В конце 50-х – начале 60-х гг. в театре были осуществлены постановки более 70 опер и балетов, среди которых были и классические, и современные произведения. Периодом полной творческой зрелости театра явились 70-е годы. Об этом свидетельствовал и высокий художественный уровень многих оперных и балетных постановок, творческий рост всего коллектива и отдельных солистов, значительное расширение и обогащение репертуара театра. Один за другим на сцене Бурятского театра ставились интересные, значительные по замыслу и убедительные по воплощению спектакли: оперы – «Борис Годунов», «Хованщина» М. Мусоргского, «Аида», «Дон Карлос», «Отелло» Д. Верди; балеты – «Спартак» А. Хачатуряна, «Легенда о любви» А. Меликова, «Раймонда» А. Глазунова, «Гэсэр» и «Сын земли» Ж. Батуева. В 1979 году после гастролей в Москве и Ленинграде театр получил почетное звание «академического». В 70-80-е годы на сцене Бурятского театра блистало немало талантливых мастеров. Их лучшие творческие находки стали вкладом в историю национального музыкально-театрального исполнительства. Это народный артист СССР, лауреат Госпремии РСФСР Л. Линховоин, народные артисты СССР К. Базарсадаев, Д. Дашиев и другие. Театр уделяет большое внимание и артистической молодежи. В 1982 г. был проведен I Всероссийский фестиваль «Молодые голоса и молодой балет России». В 80-е годы лауреатами различных международных и российских конкурсов стали молодые солисты театра Г. Шойдагбаева (ныне – единственная в республике народная артистка СССР), В. Бальжинимаев, О. Аюрова, Б. Бороев, В. Цыдыпова, в 90-е годы Е. Шараева, Б. Будаев, Д. Занданов, в 2000-е М. Намхай, О. Жигмитова, А. Базаргуруева, Д. Шагдуров и др. Триумфальными стали посвященные 50-летию театра гастроли 1989 г. в Москве и Ленинграде. На спектаклях «Князь Игорь», «Аида», «Дочь полка» присутствовали выдающиеся специалисты оперного жанра, такие как И.С. Козловский, И.К. Архипова. Все они дали высочайшую оценку постановщикам и исполнителям спектаклей. Московская часть гастролей завершилась исполнением Реквиема Дж. Верди в Колонном зале Дома Союзов. Успех гастролей стал результатом упорной и целенаправленной работы, которую на протяжении трех лет организовывал и направлял главный дирижер театра, выдающийся знаток оперного дела Владимир Рылов. В 2012 году балет Бурятии возглавил японская звезда русского балета Морихиро Ивата (в прошлом солист Большого театра), оперную труппу обновили выпускники ведущих российских консерваторий (Санкт-Петербургской, Московской, Новосибирской и др.), Монгольской академии музыки. Летом 2015 года солист Бурятского театра оперы и балета Ариунбаатар Ганбаатар стал лауреатом и обладателем Гран-при XV международного конкурса им. П.И. Чайковского. Важным завоеванием театра последнего десятилетия стало его развитие в статусе крупнейшего музыкально-театрального центра восточной части России. Огромную роль здесь сыграли проводимые БГАТОиБ международные фестивали и конкурсы. Резонансным стал и прошедший трижды Байкальский международный конкурс вокалистов (2011, 2015, 2019), послуживший стартом для многих будущих звезд мировой оперной сцены. Участников не только из России, но и Японии, Кореи, Китая собрал I Российско-Японский Евразийский конкурс артистов балета, проводимый Фондом Морихиро Ивата (2019). Регулярным стало проведение в стенах театра Фестиваля балета имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева (пятый состоится в ноябре 2023) и Фестиваля оперы имени Л.Л. Линховоина (в 2019 состоялся шестой). «МО» «Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм
Запись Новое дыхание Бурятской оперы впервые появилась Музыкальное обозрение.