Войти в почту

Страсть к Шекспиру: Главархив — о том, как Софья Нельс полюбила театр

<p style="text-align: justify;">11 февраля 1899 года родилась театровед Софья Нельс. Документы личного фонда критика поступили на хранение в Главархив в 1980 году. В основном в фонде представлены материалы, связанные с рукописями ее книг. Как человек искусства Софья Нельс поддерживала деловые контакты со многими известными писателями: Самуилом Маршаком, Константином Симоновым, Джоном Стейнбеком и другими.</p> <p style="text-align: justify;">Творческая карьера Софьи Нельс началась в Московском университете. В 1922 году она окончила его историко-филологический факультет, защитив диплом «Психологические основы творчества Достоевского. По романам “Униженные и оскорбленные”, “Идиот” и “Братья Карамазовы”». </p> <p style="text-align: justify;">После окончания университета девушка продолжила изучать творчество Федора Достоевского, писала статьи, посвященные становлению новой советской литературы после Октябрьской революции. Во время своей работы в Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) она познакомилась с Александром Фадеевым и поддерживала с ним дружеские отношения всю жизнь. В 1944 году Софья Нельс получила степень кандидата филологических наук и стала членом Союза писателей СССР.</p> <p style="text-align: justify;">Однако Софью Нельс с детства привлекал театр. В юности она мечтала стать актрисой, занималась в студии при Московском Художественном театре, но вскоре поняла, что не располагает необходимыми для сцены данными. Но любовь к театру осталась, поэтому девушка решила стать театральным критиком. Принятию этого решения способствовало бурное развитие советского театра в 1920-х годах, когда все режиссеры искали новые формы в искусстве. </p> <p style="text-align: justify;">В 1930-х годах Софья Нельс занялась историей театра. Неизвестно, получила ли девушка специальное профессиональное образование, но стала театроведом, посвятив свою жизнь изучению творчества Уильяма Шекспира. В своей монографии «Шекспир на советской сцене» (1949) автор писала о том, что английский драматург так многогранно познал человека своего времени, что стал близок всем людям последующих эпох. Монографию, которая вышла годом ранее, она посвятила своему другу Соломону Михоэлсу, который был известным режиссером и театральным актером. </p> <p style="text-align: justify;">В своей работе Софья Нельс написала о Михоэлсе так: <em>«Кто-то говорил в его [Михоэлса] присутствии о его исключительной работоспособности и неутомимости, удивляясь тому, как он успевает справляться со всеми своими столь многочисленными и столь сложными обязанностями. Кто-то бросил полушутливую реплику: Соломон Михайлович успевает даже иной раз сам сходить в булочную за хлебом. Михоэлс не принял этой шутки. Он ответил серьезно: “Это очень важная обязанность. Актер должен быть среди людей – на улице, в трамвае, в магазине. Это момент наиболее трудной работы. Надо успеть уловить движения, жесты, выражения глаз стольких людей вокруг тебя”». </em></p> <p style="text-align: justify;">Несмотря на то, что фонде Главархива по большей части сохранились рабочие документы Софьи Нельс, можно восстановить и подробности ее личной жизни. Так, известно, что в 1949 году в семье Софьи Нельс случилась трагедия. Арестовали ее мужа, профессора и известного литературного критика, Исаака Нусинова. В 1950 году он умер в тюрьме во время следствия. Для Софьи Нельс началась другая жизнь. Теперь она была вдовой врага народа, поэтому все договоры с издательствами были расторгнуты в одностороннем порядке, монографию о Шекспире не выпустили в печать, денег не было. Только в конце 1950-х годов, после многочисленных писем в ЦК КПСС, Софье Нельс разрешили официально вернуться к работе. </p> <p style="text-align: justify;">В 1960 году в издательстве «Искусство» вышла монография «Шекспир на советской сцене». В Главархиве сохранились отклики читателей на эту книгу. Вот что написал в редакцию газеты «Советская культура» полковник медицинской службы в отставке А. Левин: <strong><em>«</em></strong><em>Я не театральный работник, не театральный критик – я старый врач, который любил и любит театр; эта моя страсть к театру заставляла меня, провинциального гимназиста, бегать доставать билеты в театр, когда приезжали знаменитые театральные гастролеры. <..> и если я не мог посмотреть в театре произведения У. Шекспира в исполнении всех артистов, то после того, как я прочел эту книгу, я как будто видел всех артистов, которые исполняли Гамлета, Отелло, Короля Лира и других». </em></p> <p style="text-align: justify;">В 1971 году в том же издательстве «Искусство» в серии «Корифеи русской и зарубежной сцены» вышла книга Софьи Нельс «Андреев-Бурлак», посвященная жизни и творчеству известного в конце XIX века русского актера. Его прославила роль Поприщина в спектакле «Записки сумасшедшего<em>» </em>по повести Гоголя. В свободном доступе в интернете можно найти оцифрованный фотоальбом известного фотографа Константина Шапиро, который запечатлел актера в этой роли, сделав серию детальных кадров, которые могут помочь изучить внешний рисунок роли Василия Андреева-Бурлака в этой постановке. </p> <p style="text-align: justify;">Итоговой работой Софьи Нельс стал сборник статей «В пути». В последние годы жизни театральный критик сильно болела, поэтому не занималась архивной работой, почти не писала, так как практически ничего не видела, не могла сама читать, перенесла инфаркт. В 1978 году Софья Нельс умерла. </p> <p style="text-align: justify;">С упомянутыми документами Софьи Нельс из фондов Главархива, можно ознакомиться в читальном зале Главархива Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 82, корпус 1. Читальный зал открыт для посетителей по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам— с 9:30 до 15:00.</p>

Страсть к Шекспиру: Главархив — о том, как Софья Нельс полюбила театр
© Главное архивное управление города Москвы