Войти в почту

125 лет со дня рождения Бертольта Брехта

10 февраля 2023 исполняется 125 лет со дня рождения Бертольта Брехта (10 февраля 1898, Аугсбург – 14 августа 1956, Берлин), немецкого драматурга, поэта, прозаика, театрального деятеля, создателя теории «эпического театра». Брехт противопоставлял свой подход «психологическому» театру Станиславского: в брехтовой системе координат театр должен не создавать иллюзию реальности, а побуждать зрителя абстрагироваться и критически анализировать происходящее на сцене. «Согласно Брехту, все дело в том, чтобы человек в зрительном зале лишь созерцал события на сцене, стремясь как можно больше узнать и услышать. Зритель должен наблюдать за течением жизни, извлечь из наблюдения соответствующие выводы, отклонить их или согласиться, – он должен заинтересоваться, но, боже упаси, только не расчувствоваться. Он должен рассматривать механизм событий точно так же, как механизм автомашины». (Лион Фейхтвангер. О Бертольте Брехте) Для «эпического театра» важен был «эффект отчуждения» («Verfremdung»), для чего, в частности, Брехт использовал в спектаклях музыкальные номера – зонги – как бы выпадавшие из драматического действия и переключавшие зрителя. Ряд сочинений Брехта лег в основу опер композитора Курта Вайля, с которым драматург тесно сотрудничал – среди них имеющая мировую славу «Трехгрошовая опера» (1928), парафраз знаменитой «Оперы нищего» (1728) Джона Гея, а также «Расцвет и падение города Махагони» (1929). Плодотворным было сотрудничество с немецким композитором Паулем Дессау, который создал на тексты Брехта около 50 сочинений – музыкально-драматических, кантатно-ораториальных, вокальных и хоровых, среди которых центральное место занимают оперы «Допрос Лукулла» (1949) и «Пунтила» (1959), а также музыку к пьесам Брехта – «Мамаша Кураж и ее дети» (1946), «Добрый человек из Сезуана» (1947), «Исключение и правило» (1948), «Кавказский меловой круг» (1954) и др. В 2009 Кирилл Серебренников поставил «Трехгрошовую оперу» в МХТ имени Чехова, показав зонг-оперу в реалиях современной Москвы, где на одном полюсе находятся медийные звезды, а на другом – нищие и уличные попрошайки. В роли Мэкки Ножа выступил Константин Хабенский. «МО» «Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм

Запись 125 лет со дня рождения Бертольта Брехта впервые появилась Музыкальное обозрение.