МОСКВА, 11 февраля. /ТАСС/. Создатели премьерного спектакля "Двадцать третий" по роману Эриха Марии Ремарка в театре "Мастерская Петра Фоменко" перечитали все произведения писателя при подготовке, смотрели фильмы об эпохе 1920-х годов в Германии, сообщил журналистам в пятницу художественный руководитель театра Евгений Каменькович, который выступил режиссером постановки.
"Мы, честно говоря, перечитали всего Ремарка. Там еще на 100 спектаклей вперед. Мы не старались строго соблюдать эпоху. Мне кажется, это в театре всегда не самое главное. Просто приятно одеться в костюмы, близкие к тому времени", - сказал худрук. По его словам, знакомясь с эпохой, они даже разыскали номера журнала, издававшегося в то время.
Мастерская Петра Фоменко в пятницу представила премьеру спектакля "Двадцать третий" по роману Ремарка "Черный обелиск". Действие происходит в 1923 году в городе Верденбрюк в Германии. Главный герой - художник и бухгалтер конторы Людвиг, его роль исполняет Юрий Буторин.
Отвечая на вопрос, в чем состоял нерв того времени, режиссер отметил, что важно было оставаться собой в сложный период. "Что бы ни творилось вокруг человека, он должен оставаться собой. Если он художник, то он должен оставаться художником и выполнять свою миссию. Если он священник, то он останется священником и будет помогать всем людям, которые его окружают. А молодой человек, главный герой у Ремарка, вроде никому ничем не обязан, но почему-то нужен очень многим людям, хотя он нищий, у него ничего нет", - сказал Каменькович.
По словам режиссера, Людвиг остался собой в сложное время, не стал спекулянтом, бандитом или фашистом. При том, что герои романа работают в похоронном бизнесе, они сохраняют оптимистический взгляд на жизнь, добавил режиссер.
Вместе с ним над постановкой работали художник-постановщик Александр Боровский, художник по костюмам Мария Боровская, балетмейстер Гия Бердзеншвили. Инсценировку написали Владимир Топцов и Юрий Буторин, которые также заняты в спектакле.
Научиться любить жизнь
Буторин отметил, что для Ремарка это роман о том, как научиться любить жизнь. "Мы отталкивались от того, что это все потерянное поколение, люди, пришедшие после войны, не знающие, как быть, как жить и что делать. Наверное, весь роман все равно посвящен обретению любви. Это ребята, которые после школы отправились на войну и пропустили в своей юности самое главное, что должно произойти с каждым человеком, - влюбленность", - отметил он.
Говоря о том, в какой биографический материал они погружались при создании спектакля, актер рассказал, что это были фильмы, в том числе картина с участием самого Ремарка, тексты о писателе, его последнее интервью.
Владимир Топцов в свою очередь добавил, что для понимания феномена 1920-х годов в Германии они слушали музыку того времени, читали политические тексты. "Масса фильмов просмотрена нами - и художественных, и документальных, прочитали много и политической литературы о том времени, и художественной. Очень интересная эпоха на самом деле была, когда трудно, когда все плохо, люди выживают, выживают красиво", - сказал актер. По его словам, постановка "Двадцать третий" - про любовь к жизни и любовь к человеку.
В спектакле заняты также Дмитрий Захаров, Павел Яковлев, Вениамин Краснянский, Александр Моровов, Тагир Рахимов, Ксения Кутепова, Олег Любимов, Степан Пьянков, Дарья Коныжева и другие артисты.
Как отмечают в Мастерской Петра Фоменко, Ремарк практически в каждом своем произведении писал о современниках - "поколении немцев, зажатых между двумя войнами". Не является исключением и "Черный обелиск" - во многом автобиографичный роман.