Войти в почту

"Отличники" в Музее русского импрессионизма: как путешествовали русские художники

Зарисовки парижской жизни, нормандские пейзажи, полотна с каналами Венеции — выставка "Отличники" в Музее русского импрессионизма рассказывает о заграничных путешествиях русских художников на рубеже XIX–XX веков. В экспозиции около 100 картин, среди них — работы Ивана Айвазовского, Николая Ге, Ильи Репина, Василия Поленова, Бориса Кустодиева, Исаака Бродского. Партнером выставки стал ГМИИ им. А.С. Пушкина, поэтому на третьем этаже музея посетителей ждет спецпроект с полотнами европейских мастеров, чьи имена встречаются в письмах русских художников из заграничных поездок.

"Отличники" в Музее русского импрессионизма: как путешествовали русские художники
© ТАСС

Едва выпустившись из Императорской академии художеств или Московского училища живописи, ваяния и зодчества, некоторые художники становились пенсионерами. Получить этот статус было очень престижно, и рассчитывать на него могли только самые талантливые. При этом большинству из новоиспеченных пенсионеров не было и 30 лет. Дело в том, что до революции так называли выпускников художественных учебных заведений, которым за успехи и отличные профессиональные навыки давали пенсион — грант на поездку в другую страну.

Молодые художники "для усовершенствования в искусстве" чаще всего уезжали на год в Европу, иногда поездку могли и продлить. Участники стажировок открывали для себя Париж, Вену, Мюнхен, Флоренцию, Рим, Неаполь, наблюдали за жизнью иностранцев, фиксировали ее на холстах и в рисунках, знакомились с наследием признанных европейских мастеров и с экспериментами современных западных художников, занимались в местных студиях.

С одной стороны, пенсионерские поездки давали развитие русскому искусству в целом — большинство амбициозных молодых художников отказывались от подражания и переосмысляли полученный опыт в собственной манере. С другой — стажировки становились временем личных экспериментов, творческого поиска.

Так, например, на выставке можно увидеть ранние работы Бориса Кустодиева, написанные во время путешествий по Франции и Испании. "Танцовщица в кабаре" (1904) по сюжету и стилю напоминает рисунки Тулуз-Лотрека, картина "В Булонском лесу" (1904) наводит на мысли о полотнах Мане, "Мужской портрет" (1904) — копия "Конного портрета Филиппа IV" Диего Веласкеса, который Кустодиев видел в музее Прадо.

Круговорот искусства

Для новой выставки Музей русского импрессионизма несколько перестроил свое пространство: центр зала пустует, а круглая конструкция, обрамляющая его, вызывает ассоциации со старинной европейской архитектурой. Множество сводчатых проемов — окон, через которые можно увидеть картины в других залах, бесчисленное количество арок.

Начинается выставка с работ Генриха Семирадского и Ивана Айвазовского. По словам Юлии Петровой, она не ожидала, что в Музее русского импрессионизма когда-либо будут представлены эти художники. Импрессионистами они не были, а вот пенсионерами — да. Айвазовский отправился в Италию в 1840 году: побывал в Риме, Венеции, Флоренции, долгое время работал в Сорренто. Картины, написанные в "итальянский" период, принесли художнику известность в Европе — он получил золотую медаль Парижской академии художеств, звание академика в Амстердаме, а одну из его работ купил сам Папа Римский Григорий XVI.

На выставке приковывает к себе внимание умиротворенный пейзаж Айвазовского "Часовня на берегу моря" (1845). Эту картину, как и некоторые другие, дополняет специально придуманный аромат от Pure Sense — бренда, над созданием которого работают незрячие парфюмеры. Музей русского импрессионизма давно сотрудничает с этим проектом, сделав ольфакторное сопровождение выставок своей отличительной чертой. Чувствуя запах духов, будто перемещаешься в пространство картины — ощущаешь ноты моря и цветущих деревьев, испытываешь эстетическое переживание. Кроме того, некоторые работы художников дополнены тактильными копиями, чтобы познакомиться с искусством пенсионеров могли и посетители с нарушениями зрения.

Представлено довольно много картин Ильи Репина и Василия Поленова. По Франции в 1874 году художники путешествовали вместе, поэтому и сюжеты их полотен повторяются — оба рисовали белую лошадку (можно увидеть и репинский вариант, и поленовский), оба писали нормандские пейзажи, оба изобразили другого художника-пенсионера Алексея Харламова в костюме венецианского дожа.

Свобода жанра

На самом деле пенсионерские поездки стали организовывать еще в петровские времена: по личному указу Петра I талантливых мастеров отправляли в Европу. Но Музей русского импрессионизма сосредоточился на периоде 1870–1917 годов, когда пенсионами молодых художников награждали непосредственно учебные учреждения. В большинстве случаев — Императорская академия художеств.

Так, в первых залах экспозиции — "дореформенные" картины, преимущественно академического характера: выполненные по всем канонам пейзажи и портреты, в которых ощущается влияние старых мастеров: с видами Помпеи, Геркуланума, позирующими людьми, облаченными в старинную одежду. Академия художеств выдвигала требования не только к работам пенсионеров, но и к их образу жизни. В конце 1880-х годов появился даже проект постройки дома в Риме — туда хотели поселить всех пенсионеров, наблюдать за ними, не разрешать уезжать во Францию. Художники ощущали это давление и, чтобы не вызывать раздражения и опасений о своей "неблагонадежности" у руководства, начали писать больше картин в духе "туристического взгляда на Европу", как характеризует их куратор Ольга Юркина.

Однако в 1893 году в академии произошла реформа, и художников стали контролировать меньше. Чем дальше продвигаешься по выставке, тем сильнее ощущаешь свободу — в сюжетах, стиле. Дмитрий Щербиновский в исключительно импрессионистической манере изображает прогулку "В парусной лодке" (1897–1899) и актрису Рене с зонтиком в саду. На картине Исаака Бродского "Сказка" (1911) мы видим панораму европейского города и роскошных павлинов на первом плане. Михаил Демьянов, изображая "Фламандскую женщину" (1913), подражает манере Ван Гога. Константин Горбатов изображает залитую мягким золотым светом Венецию: увидев его работы с мостиками, гондолами, городской архитектурой Европы, академия продлила поездку художнику еще на год.

Завершает "выставочный круг" зал с картинами Александра Яковлева и Василия Шухаева. Их работы в оттенках красного, выполненные сангиной — материалом, который любил Леонардо да Винчи, с одной стороны, навевают мысли об искусстве старых мастеров, с другой — поражают своим содержанием. Например, картина Яковлева "Человек и павиан" (1915) в целом похожа на иллюстрацию к древним мифам, при этом манера работы напоминает иконопись, но маска на лице главного героя делает образ демоническим. Чтобы правдоподобно изобразить обезьян, окружающих персонажа, художник проводил много времени в зоопарке. Вокруг развешаны эскизы, сделанные Яковлевым и Шухаевым во время наблюдения за павианами.

Если оглянуться на 50 лет назад, как и хотели создатели выставки, масштаб пройденного художниками пути впечатляет — от безмятежных классических работ Айвазовского и Семирадского до экспериментов с материалами и темами, полных самовыражения.

На третьем этаже представлены работы Камиля Коро, Жюля Дюпре, Франца фон Штука, Эжена Каррьера и других европейских мастеров, чьи имена и картины упоминались в переписках пенсионеров. Все картины предоставил Пушкинский музей, ведь, как сказал Илья Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе, сегодня отечественные галереи должны особенно поддерживать друг друга.

Дарья Шаталова