Войти в почту

В Краснодаре прошел фестиваль колокольных звонов

В воскресенье в Краснодаре состоялся фестиваль колокольных звонов - таким образом в краевой столице отметили память святителя Павлина Милостивого, покровителя звонарей и основателя традиции колокольного звона.

В Краснодаре прошел фестиваль колокольных звонов
© Российская Газета

Около 70 звонарей со всей Кубани и соседней Ростовской области собрались в краснодарском храме преподобного Илии Муромского, чтобы поделиться секретами мастерства. Современная колокольня - все равно, что целый оркестр. А в роли дирижера - звонарь. Он четко знает, за какую ниточку надо потянуть, чтобы колокол моментально включился в эту звонкую симфонию. Но чтобы стать звонарем, необходимо учиться минимум два года, а затем постоянно повышать квалификацию. Например, вот на таких фестивалях.

Фестиваль "Екатеринодарские зимние перезвоны" прошел по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского. В последние годы звонари уже не раз состязались в мастерстве на кубанской земле: на фестивалях "Покровский перезвон", "Святочный перезвон", "Маленький звонарь". Одним из инициаторов "Екатеринодарских зимних перезвонов" стал Сергей Кизым, который служит в храме Илии Муромского и передает свой опыт звонаря детям и подрастающей молодежи.

- Это третий фестиваль и с каждым годом количество участников только увеличивается, - рассказывает Сергей Кизым. - Время на колокольный перезвон дается до трех минут. Особого ограничения в возрасте нет. На этом фестивале собрались звонари от шести до 76 лет. Одни участники - самоучки, а другие имеют образование или опыт звонаря. Открывает его шестилетняя Анна Киселева.

Колокольного звона в Краснодаре не было многие десятилетия - с 30-х годов прошлого века, когда церкви разрушались, а колокола массово переплавлялись для нужд молодой советской республики. И только в 1988 году, в честь 1000-летия Крещения Руси, впервые за много зазвонили колокола на Свято-Екатерининском соборе. Колокол, положивший начало возрождению звона в Краснодаре, был привезен из Ейска. Он был найден в сарае местной церкви и датировался 1906 годом. В 1990-м Екатерининский кафедральный собор приобрел в Воронеже звонницу из семи колоколов современного литья, а в 1992-м - колокол "Благовест", самый большой, весом в полторы тонны.

- В фестивале я принял участие первый раз, - отмечает Александр Филиппов. - Четыре года работаю звонарем в церкви пророка Иоанна Предтечи в Краснодаре. После окончания школы планирую поступить в Краснодарскую семинарию. Приятно видеть, как люди приходят и слушают колокольный перезвон.

Для разных областей России характерны свои стили и виды колокольного звона. Издавна различались московский, ивановский, ростовский, псковский и другие звоны. Сейчас колокольный звон зависит от личного вкуса и навыков конкретного звонаря. На звучание колоколов влияют материалы, из которых они отлиты, а также форма купола.

Для каждой церковной службы предназначен особый колокольный звон: благовест, трезвон, перезвон, перебор. В 2002 году в Русской православной церкви был принят "Устав церковного звона". Он содержит информацию о видах звона, как посвящать в звонари, освящать и хранить колокола.

Кстати

На Светлой Седмице (неделя после Пасхи) церковный устав позволяет звонить в колокола в не богослужебное время. Традиция открывать колокольни для всех желающих, как полагают, к XIX веку в России уже существовала. Второе рождение она получила в 1990-е годы.