Театр Оперетты представил новую версию романа «Князь Серебряный»
Исторический мюзикл по роману Алексея Толстого «Князь Серебряный» стал настоящим подарком для всех любителей театрального искусства. Первый премьерный спектакль, приуроченный к 95-летию Московского театра оперетты, прошел в прошлом году.
Более семи лет над созданием постановки трудились ее композитор Аркадий Укупник, а также поэт и драматург Карен Кавалерян. Основным вдохновением на работу стали описанные классиком исторические события эпохи Иоанна Грозного, где благородство и любовь, вера и служение Отечеству, несмотря на все препятствия побеждают наглость, предательство и бесчинство шайки опричников.
Композитор подчеркнул, что «было невероятно сложно рассказать эту увлекательную историю современным музыкальным языком, используя симфонический оркестр, отыскав ту единственно нужную музыкальную интонацию, которая бы позволила в рамках и традициях русской академической музыки сделать ее доступной для сегодняшнего зрителя и при этом не скатиться в так называемый лубок».
Несмотря на то, что классическое произведение достаточно мрачное с трагическим финалом и длинным повествованием, новая постановка, сохранив главную сюжетную линию, стала его лайт-версией, в которую были введены новые действующие лица.
Так, по словам Карена Кавалеряна, его особой гордостью является то, что он внес в либретто метафизическую линию, и в новой трактовке появляются две сестры: лесная колдунья (ее исполняют два состава – Ольга Белохвостова, Юлия Гончарова) и ее кровная сестра, придворная ворожея Мануйлиха (Елена Сошникова и Марина Торхова). Это придает произведению особый, мистический характер.
«Одна из сестер живет в лесу, другая при дворе и тем не менее, между ними существует невербальная связь. Эти две женщины «вращают колёса нашей истории». Считаю, что они ключевые герои, несмотря на то, что у нас есть главный герой, героиня и великий царь. Тем не менее, эти две безымянные женщины являются главными действующими лицами с точки зрения механики чуда», – поясняет Кавалерян.
Он рассказал, что в постановке есть линии, которые не тронуты. Например, роль Иоанна Грозного, которая благодаря музыке стала более мощной и объемной.
Хочется отметить и саму визуализацию образа царя, который был воссоздан, благодаря великолепной работе гримеров театра, с предельной точностью.
«Главным сюжетом мюзикла являются взаимоотношения, романтика любви двух главных героев Князя Никиты Серебряного (Игорь Викулов, Павел Иванов) и Елены (Алена Голубева, Дарья Январина, Анна Чернышова). Для меня при написании либретто было важным не скатиться в прочтение стихов, а благодаря прекрасной музыке помочь актерам прожить свою роль на сцене»,– сказал драматург.
Постановка поражает зрителя также своими костюмами – роскошные, яркие, богатые и самобытные русские наряды, от простого, но милого сердцу сарафана и кокошника до расшитого камнями и жемчугами кафтана, отороченных мехами и расшитых тесьмой нарядов до царских парадных одежд.
Великолепные костюмы придают особую огранку мюзиклу, сто процентное попадание в сюжет и стиль представляемого на сцене времени, также является неотъемлемым атрибутом каждого спектакля театра.
Виртуозная работа музыкального руководителя и главного дирижёра театра Константина Хватынеца на протяжении всего мюзикла служит невидимым проводником зрителя и помогает делать невидимые акценты, с каждой минутой все больше вовлекая в сюжет. Так, легкая плясовая мелодия при появлении царя Ивана Грозного (Игорь Балалаев, Владислав Кирюхин) сменяется тяжелым акцентом, а затем перегруженный сюжет облегчается нежной и загадочной мелодией ворожей.
Авторы бережно, с любовью воссоздали одно из самых сложных произведений о эпохе правления Грозного, привнеся в него нотки современного музыкального театра, сохранив русские традиции, показали могущество и силу русского народа, а также самобытность прошлой эпохи.
И если в классическом произведении финал трагичен – и муж, и преследователь Елены гибнут на плахе, сама она принимает постриг, а Князь Серебряный бросает царский двор и уезжает на войну, где погибает в битве с татарами, то в новом прочтении два любящих сердца соединяются.
Главным лейтмотивом мюзикла становится тема любви, которая всегда побеждает злые помыслы.