"Мин сине яратам": проблемы художника в лесу и в городе
Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 33-я
Атнинский драматический театр находится в селе Большая Атня. Репертуар у них разнообразный. Есть классика типа "Безнең шәһәрнең серләре" Галиаскара Камала, татарские драматурги (вроде Аяза Гилязова, Ильдара Юзеева) и современники — скажем, Ильгиз Зайниев. Есть "Мещанин во дворянстве" Мольера и "Синяя птица" Метерлинка, фестивальная "Фронтовичка" Анны Батуриной. В Казань они недавно привозили "Белый пароход" по Чингизу Айтматову. А мы смотрим одну из постановок эпохи Атнинского народного театра — драму "Мин сине яратам" ("Я тебя люблю") Зульфата Хакима.
Сельский драматический
Зульфат Хаким — автор, известный, прежде всего, сатирическими комедиями и масштабной драмой "Телсез күке" ("Немая кукушка"). Драму в двух частях поставил Рамиль Фазлиев, ее премьера состоялась 11 февраля 2009-го. Помимо этой пьесы, театр ставил у Хакима "Язын бозлар акканда" ("Когда весной тают льды"). Спектакль в Сети появился в апреле 2020 года, в эпоху, когда театры начали массово выкладывать записи и даже проводить онлайн-показы.
Режиссер спектакля — Рамиль Фазлиев, ученик Фарида Бикчантаева, закончил в 2004-м РАТИ-ГИТИС, ставил в Камаловском "Шесть невест, один жених" Туфана Миннулина, а также Ильгиза Зайниева "Поговорим о любви" и "Горький цвет". Также известен как режиссер и исполнитель главной роли в фильме "Мулла".
В 2009-м Фазлиева назначают главным режиссером в Атне. Он ставит "Муллу" Туфана Миннуллина, получает за постановку Гран-при на фестивале народных театров "Идел-йорт". В 2011 году, стараниями того же Миннуллина, президент РТ Рустам Минниханов превращает народный театр в государственный, имени Габдуллы Тукая. Говорят, единственный такой в России — чтобы профессиональный и на селе. В 2023 году ему стукнет 105 лет. В декабре 1918 года первую пьесу сыграли инспектор по делам просвещения Атнинской и Алатской волостей Мухаммет Парсин с учителями и чиновниками. Много позже появилась передвижная труппа колхозно-совхозного театра, которую в 1959 году возглавил предшественник Фазлиева, главный вдохновитель театра Гумер Марданов. Соответственно, люди здесь играли после основной работы. Сейчас это профессиональная труппа со всеми плюсами и минусами. У их сайта, кстати, нет татарской версии. Значительную часть времени театр проводит на гастролях, объезжая районы. В марте едет в Москву — показывать "Беренче мәхәббәт" ("Первую любовь") Хая Вахита и "Кар астында кайнар чишмә" ("Осенний вальс") Аяза Гилязова. Сам театр находится в здании ДК (в него въехали, обретя новый статус), рядом находится универсальный спортивный комплекс и дом, где живут молодые актеры.
От народного — к профессиональному
За сценическое оформление отвечает главный художник Камаловского театра Сергей Скоморохов. Вообще, у двух трупп давние теплые взаимоотношения — главный режиссер Марсель Салимжанов часто сюда приезжал. И у Салимжанова, и у Бикчантаева здесь — корни. Мама Бикчантаева Наиля Гараева играет здесь в драме "Әниемнең ак күлмәге" ("Белое платье моей матери").
В спектакле заняты пять человек. Это Фарваз (Марат Хабибуллин), Насим (Азат Хайрутдинов), Лилия (Алсу Хакимова), Роберт (Илфат Хакимов) и Рафис (Фаил Галимзянов). При этом из этих людей в труппе сейчас только старожил Хабибуллин, который выбрал профессию актера — и завлита. Но состав театра обновляется. Скажем, в прошлом году появились две новые актрисы — одна из Башкортостана, другая из Балтасей. А Хабибуллин, бывший главный редактор газеты "Әтнә таңы", — теперь заслуженный артист РТ. Он играет здесь художника, который не собирается продавать дом в лесу, а через пять минут начинает философскую, резкую беседу с потенциальным покупателем-бизнесменом. А через десять — уже беседует с симпатичной девушкой на остановке. Словом, мечта любого человека в шапке-формовке. И все это — под "дворовый" хит Bei Mir Bist Du Schön, у нас известный как "Барон фон дер Пшик". Вскоре эти два мира пересекутся.