В гости к лицеистам. Изучаем экспонаты Государственного музея А.С. Пушкина
Александр Пушкин поступил в Царскосельский лицей в 1811 году, когда ему было 12 лет. Именно здесь, в привилегированном высшем учебном заведении для детей дворян, произошло его становление как поэта. Тут будущий поэт нашел верных друзей и получил первое признание.
Предлагаем совершить небольшую экскурсию по одному из залов Государственного музея А.С. Пушкина, и узнать интересные факты о времени учебы поэта в лицее.
Первый опубликованный портрет
Один из экспонатов бального зала — портрет Пушкина-лицеиста, гравированный художником Егором Гейтманом, для фронтисписа первого издания поэмы «Кавказский пленник». Это первый опубликованный портрет поэта. Тогда Пушкину было уже 23 года, и он был ужасно недоволен выбором этого изображения для издания. Однако других портретов автора на тот момент попросту не существовало.
Поэма «Кавказский пленник» стала первой из цикла южных поэм Пушкина. Он посвятил ее генералу Николаю Раевскому, герою Отечественной войны 1812 года, поддержавшему его во время южной ссылки. Поэт увидел и полюбил Кавказ благодаря путешествию по этому краю вместе с семьей Раевского.
Первые публикации
Публиковаться Пушкин начал рано, еще во время учебы в лицее. В отдельной витрине представлено первое увидевшее свет стихотворение Пушкина — «К другу стихотворцу», подписанное «Александр Н.к.ш.п.». Оно было посвящено одному из ближайших друзей поэта по лицею — Вильгельму Кюхельбекеру. Стихотворение было опубликовано в 1814 году в московском номере журнала «Вестник Европы».
Кюхельбекер тоже писал стихи, но в силу непростого характера болезненно реагировал на критику. Самолюбивый юноша не раз становился объектом насмешек других лицеистов, которые посвящали ему эпиграммы и пародировали его сочинения. Хотя все это было не более чем дружеским подначиванием, Вильгельм очень обижался. Пушкин часто говорил ему, что над собой надо уметь смеяться. Стихотворение «К другу стихотворцу» словно продолжение этих бесед:
Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезей,
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!
Вторая публикация поэта вышла в 1815 году в московском журнале «Российский музеум». Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» стало первым произведением Пушкина, опубликованным под его именем. Именно его он читал на публичном экзамене «по случаю перехода из младшего в старший возраст» в присутствии Гавриила Державина, поэта и государственного деятеля.
Иван Пущин так вспоминал реакцию Державина на выступление Пушкина: «Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах бросился целовать и осенил кудрявую его голову, мы все, под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали». Сам Пушкин в восьмой главе романа «Евгений Онегин» писал:
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
Прекрасные виды парка
Пушкин и лицеисты любили гулять в Екатерининском парке. Его павильоны, пруды и памятники становились безмолвными свидетелями горячих споров, доверительных бесед и, конечно, проказ. Изображения парка можно увидеть на акварелях Жана Балтазара де ла Траверса и гравюрах Андрея Мартынова.
Каким бы прекрасным ни был парк, страстным желанием лицеистов было выбраться за его пределы. Один из исторических анекдотов гласит: Пушкин и Кюхельбекер решили поехать в Петербург. Гувернер, господин Трико, не дал разрешения, но лицеисты все равно убежали, поймав попутный экипаж. На заставе при въезде в столицу останавливали всех, кто направлялся в город. Друзья представились Александром Одинако и Григорием Двако, и их пропустили. Но когда погнавшийся за ними гувернер назвал свою, у служителей порядка появились вопросы, и бедного Трико продержали целые сутки под арестом.
Важный документ Ивана Малиновского
Среди экспонатов можно увидеть свидетельство об окончании Царскосельского лицея, принадлежащее Ивану Малиновскому — старшему сыну первого директора лицея Василия Малиновского. Иван дружил с Пушкиным. В стихотворении «Пирующие студенты» (1814) юный поэт посвятил ему такие строки:
А ты повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный…
Шалостей в жизни друзей хватало. Однажды они решили приготовить гоголь-моголь с добавлением запрещенного в стенах лицея алкоголя. Юноши добыли бутылку рома, яйца, сахар, вскипятили самовар… Последствия не остались не замеченными для гувернеров. Иван Малиновский, Александр Пушкин и Иван Пущин сознались, что во всем виноваты они. Им назначили наказание: две недели молиться, стоя на коленях, и сидеть за обеденным столом на самых дальних местах.
После учебы пути друзей разошлись: Малиновский поступил в лейб-гвардии Финляндский полк, а Пушкин — в Коллегию иностранных дел. Виделись они очень редко.
«От побежденного учителя…»
О литературном общении Пушкина в лицейские годы напоминают портреты литератора Александра Тургенева, историка и писателя Николая Карамзина, поэта Петра Вяземского. Среди них выделяется портрет поэта Василия Жуковского, который был частым гостем в доме родителей Пушкина. Он также дружил с его дядей Василием Пушкиным и во многом был для юного Александра примером.
Однажды Жуковский подарил Александру Сергеевичу оттиск своего портрета со знаменитой надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму “Руслан и Людмила”. 1820 марта 26. Великая пятница». Жуковский совсем не обиделся, обнаружив в IV песне поэмы пародию на собственную балладу «12 спящих дев», ведь пародия была невероятно талантливо сделана.
Дружеские, доверительные отношения сохранялись между поэтами до самой смерти Пушкина. Жуковский заботился о младшем товарище как о сыне. Будучи наставником царской семьи, он старался помирить Пушкина с императором Александром I, в немилость которого тот впал к 1820 году из-за дерзких эпиграмм. Жуковский также безуспешно пытался помешать дуэли с Дантесом, а потом неотступно был рядом с умирающим Пушкиным.
«Наперсник милых аонид»
В зале представлен автопортрет Константина Батюшкова — поэта, друга Василия Жуковского, члена литературного общества «Арзамас». В 1814 году юный Пушкин, встревоженный тем, что Константин Николаевич давно не писал ничего нового, обратился к нему в стихотворении «К Батюшкову»:
Философ резвый и пиит,
Парнасский счастливый ленивец,
Харит изнеженный любимец,
Наперсник милых аонид…
Стихотворение опубликовали в одном из литературных журналов. Батюшков захотел лично познакомиться с автором. В 1815 году к восторгу Пушкина и его товарищей он приехал в Царскосельский лицей. В дальнейшем Пушкин называл Константина Николаевича своим учителем. Он считал, что Батюшков сделал для русского языка ровно то же, что и Франческо Петрарка для итальянского.