"Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли": машина времени в Третьяковке
Западное крыло Новой Третьяковки напоминает боярские палаты: в залах с приглушенным светом мерцают драгоценные камни, бликуют отделанные золотом старинные иконы и инкрустированные обложки книг, переливаются блеском парчовые одежды и древние монеты, обнаруженные в кладах. Выставочный проект "Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли" посвящен тысячелетию первого письменного упоминания о Суздале. В экспозицию вошли около 600 экспонатов из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Огромный "бассейн с черной водой", где вместо жидкости — уголь, песок и извилистая коса из осколков зеркала, видишь, еще даже не перешагнув порог выставки. Инсталляция "Река истории" современного художника Максима Ксуты символизирует течение времени и становится своеобразной метафорой: дальнейшая прогулка по залам Третьяковки переносит на много сотен лет назад. И мысленно, и даже физически — полумрак, низкая температура (одевайтесь теплее), доносящиеся мотивы древнерусского церковного пения, которым дополнена выставка.
Попасть из нашего времени в далекое прошлое можно, оказавшись, как в сказке, перед массивными, огромными (более 3 м в высоту) "Златыми вратами" (1230-е). По словам искусствоведа и хранителя Марины Быковой, они находятся практически в том же состоянии, в каком были в XIII веке, когда украшали Рождественский собор в Суздале.
Врата выполнены в уникальной технике "золотой наводки по меди": смесь из золота и ртути наносили на лакированную металлическую поверхность, после нагревания ртуть испарялась, а золото оседало. Такой метод был распространен в средневековой Европе, в свою очередь "Златые врата" признаны древнейшим памятником подобного рода, созданным на Руси.
На створках изображены сцены евангельской истории и богородичных праздников. Считается, что здесь впервые был зафиксирован популярный в русской иконописи сюжет праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Рядом представлен не менее масштабный экспонат из Рождественского собора — позолоченный выносной фонарь XVII века, который использовался во время крестных ходов. Его высота составляет более 2 м, диаметр — около 140 см, вес — почти 160 кг.
Чтобы поднять такой "Царь-фонарь", была необходима сила сразу нескольких крепких мужчин — во время богослужений они переносили его на плечах, закрепляя на себе специальными петлями.
По следам Андрея Рублева
Следующий зал целиком посвящен иконописи — образы, написанные мастерами в XIII–XVII веках, обрамлены окладами из драгоценных камней и жемчуга, отделаны чеканкой, серебром и золотом. Здесь можно рассмотреть икону, дарованную Покровскому монастырю князем Иваном Ивановичем Шуйским — последним представителем рода, а также почитавшуюся в семье князя Дмитрия Пожарского, "Богоматерь Казанская". Есть икона "Богоматерь Владимирская", авторство которой приписывают Андрею Рублеву, а кто написал одну из древнейших русских икон "Богоматерь Боголюбская" (вторая половина XVI века) — неизвестно. Приблизительно до XVII века у мастеров иконописи было не принято оставлять свои подписи на работах. По словам реставратора Игоря Руденко, сегодня имена художников пытаются установить с помощью исследований — изучают техники, использованные пигменты, способы нанесения красочных слоев и соотносят с имеющимися данными.
Необычно выглядят подвешенные в воздухе иконы-таблетки второй половины XVI века: небольшие, написанные не на дереве, как обычно, а на холсте. Их отличительная особенность в том, что они двухсторонние — на одной стороне изображены евангельские сюжеты, на другой — фигуры святых. Они служили своеобразным церковным календарем и использовались на богослужениях в дни соответствующих праздников.
После можно познакомиться с книгами. С XII века Владимиро-Суздальская земля стала одним из признанных центров просвещения. Благодаря усилиям князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо во Владимире развивалось летописание, параллельно складывались литературные традиции — создавались сказания. В XIV–XVII веках основные очаги "книжности" сосредотачивались в монастырях. На выставке можно увидеть памятники русского книжного и декоративно-прикладного искусства: невероятной красоты Евангелие в окладах с драгоценностями и другие церковные фолианты.
Обратите внимание на первый иллюстрированный "Букварь" (1694) Кариона Истомина, ставший лучшим учебным пособием тех лет.
На букву К: "кипарисъ", "китъ", "конь", "колоколъ", "корова", "кокошь" (в котором угадывается курица), а также "клобукъ", "копие", "колесница" — приметы времени и первые слова, с которыми знакомились дети XVII века. В том числе царицы Наталия Кирилловна и Прасковья Федоровна — им Истомин подарил рукописи "Букваря".
Тебя там встретит огнегривый лев
Пробуждает от полумрака и встречает неожиданно ярким светом просторный зал, который называется "Белый камень". В середине XII века в Северо-Восточную Русь по приглашению Юрия Долгорукого прибыли европейские мастера романской архитектуры. Для строительства они использовали известняк, или белый камень, — единственную широко распространенную в краях Владимиро-Суздальских земель породу. Материал хорошо подходил для формирования блоков и создания узоров.
По периметру зала расставлены аутентичные рельефы XII века и более поздние слепки с них, украшавшие фасады и интерьеры соборов во Владимире. Эти плиты — своего рода книга культуры Древней Руси, где смешались восточные и западные сюжеты, евангельские и народные. Один из излюбленных образов — лев. Видимо, перекочевавший из Библии, но не до конца знакомый внешне мастерам: в экспозиции с десяток львов, забавных по сегодняшним меркам, улыбчивых и грозных, напоминающих то собак, то чудовищ, то разгневанных стариков. Рассматривать и поражаться воображению предков можно долго.
Также на выставке представлены найденные археологами клады соответствующей эпохи — украшения, монеты, фрагменты тканей. Пышные, отделанные камнями, бархатом, золотым и серебряным шитьем одежды священнослужителей. Есть раздел, посвященный деревянному зодчеству, — там тоже можно найти скульптуру "устрашающего" льва, а еще вола, орла и ангела — аллегорических образов, связанных с евангелистами. Напоследок посетителям предлагают познакомиться с образцами русского церковного пения прошлых столетий, однако напевы, записанные для музыкальной инсталляции, слышны и за пределами этого зала.
Завершает экспозицию видеопроекция — на огромном экране показаны современные панорамы Владимиро-Суздальских земель. Все те же купола и стены храмов, вспаханные поля и изгибы рек, убаюкивающее пение птиц — безвременье.
Дарья Шаталова