В Петропавловской крепости представили литографии о жизни Ленинграда после блокады
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 января. /ТАСС/. Литографии и рисунки художника Анатолия Каплана (1903-1980), посвященные Ленинграду в период с 1944-го по середину 1950-х годов, представили в Инженерном доме Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Открытие выставки, состоявшееся в четверг, приурочено к 79-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и 120-летию со дня рождения мастера.
"Мне кажется, что в годовщину освобождения Ленинграда [от фашистской блокады] очень важно посмотреть глазами художника на то, как восстанавливался город. Эти литографии - это как небольшие окна в прошлое для того, чтобы мы могли ощутить и прочувствовать дух города, который справился, пережил тяжелейшие испытания и, тем не менее, нашел в себе силы для дальнейшего восстановления и развития", - сказал на церемонии открытия заведующий экспозиционно-выставочным отделом Государственного музея истории Санкт-Петербурга Сергей Воронков.
В экспозиции представлено около 160 литографий и рисунков Каплана, в том числе литографический цикл "Ленинград", признанный одним из лучших образцов изобразительного искусства, повествующих о городе на Неве. Это произведения из частной коллекции семьи Кушнир и собрания музея.
О художнике и его творчестве
Художник пережил в Ленинграде первую, самую трагическую блокадную зиму и был отправлен в эвакуацию весной 1942 года. После возвращения в 1944 году он приступил к работе над серией литографий, посвященных жизни города, который оправлялся после пережитых испытаний.
Как рассказала в беседе с журналистами старший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела музея Татьяна Лешукова, Каплан в своих работах отразил очень важный момент в истории Ленинграда, "переходный момент между войной и миром". "Отдельные моменты, которые мы здесь видим, это маленькие пазлы, из которых потом собирается некая общая картина", - добавила она. Каплан запечатлел, в частности, послевоенный ремонт здания бывшего Музея обороны Ленинграда, окраску фасадов домов на набережной Мойки, восстановительные работы на набережной Фонтанки, Садовой улице, Исаакиевской площади, засыпку траншей на Марсовом поле в 1944 году. На других его работах изображены сцены из обычной городской жизни. "Кто-то сидит на скамеечке, кто-то гуляет, где-то играют дети, где-то [трудятся] рабочие. Но все это общая картина потрясающего, фантастического подвига нашего города", - отметила куратор.
Также на выставке демонстрируются карандашные рисунки с видами города, которые сохранились в записных книжках-тетрадях Каплана. Рабочие блокноты, с которыми художник не расставался во время своих постоянных прогулок по городу, датированы 1944-1948 годами. Страницы из них не имеют конкретной даты и названия, но при этом запечатленные на них городские пейзажи легко узнаваемы.
"Этот проект, который открывается в канун священного дня для каждого ленинградца-петербуржца, это дань памяти нашей истории", - сказал на открытии коллекционер, издатель, куратор Исаак Кушнир, семья которого предоставила часть работ для экспозиции. Он отметил, что неделю назад масштабная выставка, посвященная 120-летию с рождения Каплана, открылась в Иерусалиме. Кроме того, 17 февраля в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге откроется еще одна выставка, приуроченная к юбилейной дате, сказал он.
Выставка будет доступна для посещения по 28 февраля.