Найти управу на «управляйку»: как благовещенцам решать проблемы с ЖКХ
К концу 2022 года по всей области должны были появиться центры поддержки жильцов многоквартирных домов. Такое распоряжение дал губернатор после рабочей поездки в посёлок Прогресс ещё летом.
Эти центры должны консультировать жильцов, защищать их права по вопросам работы именно с управляйками.
Все ли прислушаются?
В Прогрессе глава региона столько наслушался жалоб на безобразное управление жильём, что высказался в целом по ситуации: по всей области такие жалобы. Главная проблема - люди не знают своих прав, не умеют и не готовы защищать их, чем пользуются мошенники. Посему, во-первых, плохие управляйки надо менять; во-вторых, нужна областная программа обучения всем премудростям ЖКХ для старших домов и всех желающих, и обучение проводить ежегодно. В-третьих, требуется анализ поступающих вопросов и жалоб.
Тогда, летом 2022 года, в открытых источниках сообщалось, что Центры защиты жильцов уже открыты в Благовещенске, Белогорске, Тынде, Благовещенском, Тамбовском районах и Тындинском округе. Почему именно там и чьим велением? Как пояснили, например, в администрации Тамбовского района, оказывается, ещё в 2015 г. постановлением правительства Приамурья был утверждён порядок создания Центров поддержки собственников жилья в качестве «совещательно-консультационного органа для эффективного взаимодействия всех участников процесса управления жильём, повышения качества предоставляемых населению услуг». Но создание такой структуры лишь рекомендовалось. Возможно, поэтому такие Центры были созданы лишь в шести муниципалитетах. По крайней мере, именно о них сообщалось. И вот опять власти распорядились: создать повсеместно. Все ли прислушаются?
До пандемии ковида мы довольно часто собирались по консультациям. Теперь, конечно, реже, - комментирует участник тамбовского центра поддержки жильцов от администрации Мария Саковская. - К слову, управляйка у нас теперь одна на весь район, так что людям уходить некуда, менять не на что в случае проблем. Но это значит, что надо активнее работать именно над эффективностью единственной управляйки. И на сегодня её работа нареканий не вызывает.
Тогда же, прошлым летом,
министр ЖКХ области Алексей Тарасов
заявил, что определены два пилотных муниципалитета - Константиновский район и с. Чигири Благовещенского района, где будут проведены встречи с жителями по проблемным вопросам. Правда, такой выбор пилотных территорий не очень понятен, отметили в
администрации Константиновского района
. Центр поддержки в районе создан, но жители на работу подразделений ЖКХ и управляек не жаловались. Соответственно, и встречи не проводились. Кстати, одну из местных управляек перед Новым годом даже наградили как лучшую по сельским территориям.
Также в качестве положительного примера по решению вопросов в сфере ЖКХ областные власти привели Свободный, где прошёл первый форум собственников жилья. На нём, по словам модератора встречи, члена амурской Общественной палаты Галины Ткаченко, было, например, решено восстанавливать ТОСы (территориальное общественное самоуправление), создать общественный совет старших домов, продолжить работу «Школы управдома» и чаще сводить старших домов с представителями ресурсоснабжающих компаний. Наконец, было решено до конца 2022 г. провести второй форум с участием представителей Свободненского района.
Вопрос по ТОСам решается: представители орготдела администрации ездили на обучение, готовится нормативная база, - сообщили в мэрии Свободного. - Центр по поддержке жильцов не создан, но уже приняты положения по созданию общественного совета по ЖКХ с участием и старших домов. С ними также уже проводились информационные встречи. Дата проведения второго форума пока открыта. Но поднятые на первой встрече вопросы фиксировались, отрабатывались.
Горе от ума
Создан совет старших домов и в Прогрессе. И консультации уже проводились. Возможно, ещё весной будут. Но жителей не удовлетворили в целом формальные ответы. Вот плохо управляйка работает - идите в суд. А как правильно иск подать, кто в судах будет защищать права жильцов и т.д.?
Поставлена в целом прекрасная задача - готовить грамотного потребителя. Но чем выше грамотность, тем хуже потребителям. Они узнали, как должно быть по закону, а вокруг-то беззаконие. И об него люди бьются как рыбы об лёд, - комментирует председатель совета народных депутатов Прогресса Валентина Кузнецова. - У нас главная проблема - как ЭФФЕКТИВНО контролировать работу управляек. Их у нас несколько, и одна настолько проблемная, что никакой управы! Например, не отчитываться о потраченных деньгах жильцов - в порядке вещей, и это самое безобидное. А другие управляйки, глядя на это, и сами расхолаживаются: всё равно ведь не накажут! Проверяющие молчат, из областной жилинспекции к нам ни разу не приезжали.
Председатель амурского центра «ЖКХ-контроль» Максим Макаров подтверждает: в Прогрессе действительно проблемные управляйки! И то их хоть несколько - можно менять (хотя часто меняешь шило на мыло). А там, где один управленец? Нужна другая форма управления. А у нас очень мало информации по созданию, например, ТСЖ, и мало специалистов, способных грамотно это разъяснить.
Кроме того, из-за сложной экономической обстановки в стране отменены проверки коммерческих предприятий (с продлением на весь 2023 г. - Ред.), а мы - лишь общественники. Нам могут грубить, нас могут оскорблять, - продолжает Максим Николаевич. - Мы можем лишь что-то запрашивать, неизменно получая отписки. Толку тогда от нас? Очень не хватает полномочий на более серьёзное воздействие на те же управляйки. Ищем какие-то другие пути: хотим работать в паре с жилинспекцией, плотнее сотрудничать с депутатами Заксобрания области, чтобы действительно помогать людям. Выезжать на места с проверками по конкретным адресам. И на конкретных нарушениях выстраивать те же консультации для населения - наглядный пример лучше всего усваивается.
Между тем
Может, это, конечно, роскошь, но многие признают необходимость отдельной структуры по работе с управляйками. Да, есть жилинспекция, но круг её задач необозрим.
К слову, 10 лет назад в Благовещенске при горуправлении ЖКХ был создан отдел по работе с управляйками - «в связи с внесёнными в Жилищный кодекс изменениями о контроле работы УК муниципальной властью, а также участившимися жалобами на деятельность УК».
Отдел работал несколько лет, потом закрылся, почему - неизвестно. Полномочия по работе с УК вновь размазаны по разным отделам управления ЖКХ.