С Горьким по жизни: актёр Игорь Смеловский рассказал, как земляк-писатель повлиял на его судьбу
Диапазон его ролей впечатляет – от Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите», герцога Тезея в «Сне в летнюю ночь», отца Лоренцо в «Ромео и Джульетте», Несчастливцева в «Лесе», Ильина в «Пяти вечерах», многочисленных героев Чехова, Гоголя и Горького до персонажей современной драматургии, многие из которых стали любимыми героями у зрителей театра комедии. Физик и лирик За 40 лет, что прошли после окончания Казанского театрального училища, Игорь Смеловский сыграл сотни ролей. Сменив десяток театров по всей стране, в итоге он выбрал нижегородский театр «Комедiя» и с 1990 года преданно ему служит, радуя поклонников образами, каждый из которых уникален и ярок. А началась любовь к лицедейству у нашего героя в детстве. В пионерском лагере, где его мама работала педагогом, пятилетний Игорь на концерте прочитал «Лапусю» Михалкова. «Помню это ощущение – мне кричали: «Игорёк, давай!». Этот день всё и определил», – вспоминает актёр.Но родители хотели видеть сына инженером, и он пошёл учиться в электротехникум, который бросил перед выпуском, когда его педагоги – учитель литературы Александр Муравьёв и учитель математики Леонид Барон – совместили несовместимое. «Я был капитаном математического клуба весёлых и находчивых, и как-то Барон сказал, что мне пора на большую сцену. Я поверил и… на первом же конкурсе самодеятельности занял первое место. Потом пошёл в народный театр – сыграл Валентина в «Валентин и Валентине», Бусыгина в «Старшем сыне», стал работать монтировщиком в театре и поступил в театральное училище. Сомнений в выборе профессии больше не возникало. У меня были блестящие педагоги – Евгений Кара-Гяур – человек высокой культуры, Марина Сальтина – выпускница ГИТИСа и ученица Марии Кнебель. Мы занимались прямо в Качаловском театре, принимали участие в постановках, но когда там сменилось руководство, никто с курса в театре не остался. В ТЮЗ меня не взяли – все партнёрши были мне по пояс – смеётся актёр, – и я пошёл в филармонию на должность мастера художественного слова». Долгий выбор Но филармония – всё-таки царство музыки, и молодой актёр отправился искать своё счастье в других театрах страны, а потом вернулся в Казань, где у лауреата «Золотой маски» знаменитого режиссёра Бориса Цейтлина играл в спектаклях «И был вечер, и было утро», «Билокси блюз», «Шаги командора». «Таких деспотов, как он, я не встречал. Он бросил в меня настольной лампой, когда я на репетиции не понял его видения спектакля! И тогда я решил искать новый театр. Марина Сальтина в то время работала с Семёном Лерманом и предложила мне поехать в Горький. С Лерманом мы встретились в Доме актёра – здание театра комедии тогда было после пожара. «Марина мне написала письмо на двух листах, где назвала вас лучшим артистом Советского Союза. Даже если это правда на 50%, вы будете наш!» – сказал Лерман. Так и началась моя жизнь в театре комедии, с роли поэта Трёшкина в спектакле «Кот домашний средней пушистости», – вспоминает Смеловский.В «Последней попытке» он играл 40‑летнего героя в 27 лет. Потом было множество спектаклей, среди которых и его любимая лирическая комедия «Рождественское танго». А потом театр переехал в новое здание. Там у всех началась новая жизнь и эпоха режиссёра Валерия Беляковича. «В его «На дне» я играл Клеща и Сатина. А в его «Сне в летнюю ночь» и «Куклах», за который мы получили премию Нижнего Новгорода, до сих пор с удовольствием играю, – замечает актёр. – Знаковым стал для меня спектакль «Пять вечеров» в постановке Анны Трифоновой, который тоже удостоился премии Нижнего Новгорода. А сегодня в моём репертуаре много ролей в спектаклях современных авторов, включая очень добрый и смешной спектакль Дамира Салимзянова «Преступник поневоле», недавно победивший на нашем фестивале комедий». Играть Горького в Нижнем Новгороде – это как сыграть Ленина во МХАТе в советское время! Игорь Смеловский Игра в классика В свой день рождения Игорь Смеловский выйдет на сцену в образе Горького в спектакле «Затмение солнца» по пьесе Нины Прибутковской. Так случилось, что с именем писателя у актёра многое связано. «Когда-то за Сатина я получил двойку от своего любимого учителя. Потом был «На дне» здесь, на сцене театра «Комедiя». Набегами играл Сатина в Йошкар-Олинском театре, – вспоминает актёр. – А на нижегородском телевидении, в передаче Нины Прибутковской, снимался в образе Горького в музее Горького. Тогда одна из смотрительниц, наткнувшись на меня, напугалась: «Господи, я думала, он ожил!». И вот снова Горький. Спектакль «Затмение солнца» стал для меня очень значимым. Работая над ролью Горького, я серьёзно изучил его биографию и творчество и сегодня знаю о нём если не всё, то очень многое. Горький – гений, я поставил бы его в ряд людей, которые сделали сами себя – Пётр Первый, Ломоносов. Я очень люблю эту роль, и то, что в юбилей зрители увидят меня Горьким, для меня очень важно», – признался артист. Анна Шварц