Итальянская художница восемь лет рисует ополченцев Донбасса

Федерика Васселли — итальянская художница. Уже восемь лет она рисует героев Донбасса и рассказывает землякам правду о том, что на самом деле происходит в регионе. RT узнал у Федерики, откуда она черпает творческое вдохновение и как итальянское общество относится к ситуации в Донбассе.

Итальянке Федерике Васселли 38 лет. Художница родилась и выросла в небольшом городке недалеко от Рима. Ещё в детстве она увлеклась живописью, выбрав в качестве источника вдохновения работы советского периода. Сейчас она пишет картины, посвящённые героям Донбасса, и надеется, что однажды её соотечественники узнают всю правду о том, что происходит в этом регионе.

— Как начался ваш путь в живописи?

— Моя мама — художница, так что я с раннего детства наблюдала за её работой. Мне всегда очень нравился запах масляных красок. По примеру матери я тоже взяла в руки кисть: сначала как самоучка, потом поступила в Академию художеств, чтобы изучать живопись и реставрацию. Именно там я начала отображать на холсте свои политические идеалы, наконец-то объединив две мои большие страсти — борьбу за правду и искусство.

— Что вас вдохновляет?

— Ещё в школе я увлеклась советским искусством. Как-то раз мы, ученики, организовывали демонстрацию, и мне выпала задача нарисовать большой плакат с сильным посылом и цепляющим лозунгом. Я искала образцы в книгах и случайно наткнулась на работу Родченко, которая меня очаровала. На ней Лиля Брик, приложив руку ко рту, со всей своей невероятной энергией кричит: «КНИГИ!» А цвета и стиль сделали передачу сообщения эффективной и простой. Я считаю, что это бесспорный шедевр ХХ века. Больше всего меня воодушевило, что Лиля Брик рекламировала не модные бренды и другие блага капитализма, а именно книги. С моей точки зрения, это и есть истинное искусство.

С тех пор я начала собирать книги о советских агитплакатах и об искусстве, сейчас у меня шикарная коллекция. Кроме Родченко, меня вдохновляло творчество Эрика Булатова, Эль Лисицкого, Климента Редько и других представителей русского конструктивизма, супрематизма и советского авангарда. Эти великие люди навсегда определили мой стиль — социалистический реализм.

— На ваших полотнах нередко встречаются герои советской эпохи. Почему вы их выбрали?

— Мои картины — это дань памяти великому народу. Нельзя преуменьшать его подвиги и тем более нельзя его забывать, поэтому я решила это увековечить. Например, две мои картины посвящены монументу «Мужество» в Бресте. Это моя дань уважения Белоруссии и её народу, явившему один из самых героических образцов сопротивления Красной армии в борьбе с фашистами.

Также у меня есть два портрета Юрия Гагарина. Это не просто прославление первого человека в космосе. Один из портретов в буквальном смысле наполнен историей: на холст наклеены старые марки, выпущенные в честь полёта корабля «Восток», и вырезка из итальянской газеты со статьёй от 12 апреля 1961 года.

— Как вам удалось найти такие артефакты?

— Это сокровища моего дедушки! Вообще первого космонавта в Италии знают и любят. У меня, например, есть большая татуировка с его самым знаменитым изображением. Множество улиц и площадей названы в честь Юрия, каждое 12 апреля итальянцы вспоминают его великий полёт. А когда в марте 2022 года американский Космический фонд попытался стереть память о Гагарине, убрав его имя из названия своих мероприятий, мы все громко смеялись. Героя нельзя отменить из-за американских капризов!

— Как вы пришли к теме Донбасса и кого из героев запечатлели первым? Есть ли идеи новых картин?

— Мои картины рождаются из двух потребностей: высказать возмущение и донести правду. Первым я написала Алексея Мозгового, командира бригады «Призрак». Я украсила свою работу памятной медалью, изготовленной в его честь, которую мне прислали из Донбасса. Затем был портрет Эди Онгаро — он особенно важен для меня, потому что Эди — итальянец, погибший за свободу Донбасса. Он самоотверженно накрыл собой гранату, спасая своих сослуживцев. Далее я нарисовала погибшего командира батальона «Сомали» Михаила Толстых с позывным Гиви. Одной из последних работ стал портрет колумбийского коммуниста Алексиса Кастильо, погибшего в ходе боёв в Донбассе.

Сейчас в планах совместная работа с одной российской художницей, Еленой Бегмой. Это будет картина, состоящая из двух частей — одну пишет Елена, а вторую я.

— Легко ли художникам с такой гражданской позицией, как у вас, найти галерею, которая выставит работы?

— Крупные галереи искусств не разделяют того понимания правды, которого придерживаюсь я. Часто организаторы спрашивают меня, пишу ли я другие, менее острые картины — луга, леса и поля. Но я не иду на компромиссы ради места в галерее — это не та среда обитания, которая подходит для моих картин. Моё творчество — это политический акт.

В то же время выставки независимых художников всегда с радостью меня принимают. В августе 2022 года проходила выставка «Спецоперация Сила. Искусство за гранью лицемерия» в галерее современного искусства Pramantha Arte в поддержку специальной военной операции. Желание её организовать возникло из необходимости рассказать правду о восьми годах насилия, которое переживает население Донбасса. Там были не только итальянские живописцы, но и художники из России, Белоруссии, Нидерландов, Греции и Турции.

Выставка стала своего рода художественно-политической операцией. После её окончания я даже получила благодарственное письмо от посольства РФ в Италии за мою гражданскую позицию и активность.

Сейчас я готовлюсь к ещё одной выставке, которую организовывает женщина из Донбасса, живущая в Италии. Она предложила и мне поучаствовать. Мы планируем открыть экспозицию 2 мая в пространстве Gallery Art, расположенном в Главной галерее Неаполя. Дата открытия выбрана неслучайно: именно в этот день произошла трагедия в одесском Доме профсоюзов.

Я также надеюсь, что получится организовать выставки в России и Белоруссии.

— Поддерживают ли ваше творчество окружающие — ваши друзья и близкие? Приходилось ли вам сталкиваться с непониманием?

— Мои родные и друзья разделяют мои политические и исторические взгляды, так что в этом плане мне повезло. Если говорить об итальянцах вообще, то народ любит Россию и её культуру — в отличие от тех, кто нами правит. Но когда я в 2015 году писала Алексея Мозгового, мало кто знал, что происходило в Донбассе, какие страдания выпали на долю его жителей.

Этот многолетний геноцид почти никак не освещался до февраля 2022 года. А с тех пор СМИ начали трубить о «вторжении России». Никто не объяснял, что Россия была вынуждена вмешаться, чтобы защитить людей. Несведущие люди поверили. Ни зверства киевского режима, ни гибель детей — ничего из этого не просачивалось в СМИ.

Уже не секрет, что итальянским журналистам платят за обыкновенную промывку мозгов. Некоторые факты искажаются новостными агентствами, я называю это «фильтр США». К сожалению, на многих это влияет. Вот и мне довелось слышать оскорбления от тех, кто некритично и слепо верит в картинку, подаваемую нашими СМИ. Большая разница между нами состоит в том, что я не оскорбляю тех, кто имеет отличное от моего мнение. Я просто знаю, что однажды они поймут, что такое правда.