"Я — царь, я — раб, я — червь, я — Бог"
Большая сцена театра превратилась в портал в прошлое и представила галерею людей петровской эпохи, которые, как это ни странно, очень похожи на нас. ТЮЗ получил уникальное право на первую постановку книги Даниила Гранина от его дочери М.Д. Чернышевой-Граниной. В спектакле заняты звезды театра — народная артистка Ирина Соколова, заслуженный артист Сергей Шелгунов, Анна Дюкова, а также недавно пополнившие труппу артисты — Александр Бобровский, Анастасия Малахова, Семен Толов и др. Петербург — воплощение гения ума и силы духа Петра I. Именно поэтому, петербуржцам, как никому другому, хочется вникнуть в образ мышления выдающегося исторического деятеля и увидеть, какое значение имеют его поступки в современных реалиях. Премьерный спектакль ТЮЗа имени А.А. Брянцева «Вечера с Петром Великим» дает возможность подобрать код к личности Петра I, показав путь, который он прошел. Работа над прозаическим материалом предполагает погружение в слово автора, вплоть до анализа синтаксического строя поэтического мира. Режиссеру Людмиле Манониной, ученице З.Я. Корогодского и руководителю театра «Ковчег», лауреату театральных премий, удалось создать утонченную инсценировку романа и отметить векторы, раскрывающие характер Петра I с разных сторон. Режиссер и ранее работала с текстами Даниила Гранина, выпустила спектакль по биографии писателя, а также онлайн-проект — читку книги «Вечера с Петром Великим», принимала активное участие в пресс-конференциях, посвященных анализу романа, поэтому материал оказался глубоко прожит и всесторонне изучен. Семейная, любовная, интеллектуальная и профессиональная линии жизни Петра I рассказываются опосредованно — героями, попавшими в санаторий «Канюк». Они пытаются заново научиться жить после сердечного приступа и анализируют события биографии первого русского императора, которые близки им. Проводником истории является Молочков, учитель, увлеченный фигурой Петра и дальний родственник Якоба Штелина, деятеля РАН, автора мемуаров о Петре. Документальные факты и художественный замысел переплетаются в произведении Даниила Гранина, над которым он работал почти 20 лет, используя архивные источники. Каждый из героев — представитель определенного социального класса: здесь и рабочий - дальнобойщик Гераскин (Денис Гильманов), и биолог - профессор Челюкин (з.а. России Сергей Шелгунов), и творческая интеллигенция — актер Дремов (Максим Подзин) и учитель Молочков (Валерий Зиновьев), и чиновник - Антон Осипович (Кирилл Таскин). Каждый из них на примере жизни Петра I анализирует свои болевые точки, примеряет различные исторические роли и находит необходимый фундамент для построения своего нового мира. Народная артистка России Ирина Соколова играет роль Архивной дамы и Марии Кантемир, последней любви Петра I (этот образ в молодости воплощает Ирина Волкова). Посвятившая свою жизнь императору, искренне любящая, преданная женщина — самый правдивый рассказчик. Ирина Соколова мудро выстраивает диалог между прошлым, настоящим и будущим, наполняя зрительный зал энергией созидания. Анна Дюкова воплощает образ Екатерины Великой, полноправной наследницы дела Петра. Возведение Медного всадника становится мостком не только между 17 и 18 веком, но и современностью. Артисты играют по несколько ролей, говорят о себе в 3 лице, используя прием отстранения. Прямое внедрение слова автора позволяет балансировать на документальности и художественности, а также создавать объем образам. Петра I воплощают три артиста: юный Петр — Семен Толов, молодой Петр — Александр Боровский и зрелый Петр — Валерий Зиновьев. Интересно наблюдать, как переплетены все эти личности в одном человеке и как обогащается душа и ум героя. Петр Семена Толова — открытый и искренне переживающий, мгновенно погружающийся в несчастье и вмиг взрослеющий мальчик. Жизнь учит его бороться за собственное выживание — возможно, именно понимание, что смерть всегда ходит за ним следом и порождает столь трепетное и внимательное отношение ко всему происходящему. Петр Александра Бобровского — горячий, несдержанный, увлекающийся новизной жизни и желающий познать все ее языки. Его схватка с морем — один из ярких моментов спектакля и эпический момент проявления характера героя. Петр Валерия Зиновьева — переживший измены, войны, смерти, не потерявший свое бесстрашие и интерес к миру. Смирение Петра и осознание своего места в миропорядке ставится заключительной точкой спектакля-притчи в 10 главах. Армиллярная сфера — астрономический инструмент для определения местоположения небесных светил (художник спектакля Анна Маркус) становится символом характера Петра I, стремящегося заглянуть за горизонт. Огромное жизнелюбие, любознательность, желание применить здесь и сейчас свои навыки, непреклонность в стремлении воплотить задуманное, отмечают характер Петра I. Для создателей спектакля было важно за суровой и деспотичной фигурой императора увидеть его сильные стороны и внутренние мотивировки поступков. Аудитория спектакля 14+ и одной из главных целей, как и многие другие спектакли и проекты ТЮЗа (например, «Герои нашего времени»), является желание заразить ярким примером и показать, насколько активным может быть человек в проявлении своего я. Любовь к родине и понимание своего предназначения повышает осознанность и цельность человека, аккумулирует жизненные силу и энергию. Посредством исторических фактов идет обогащение нравственных и духовных ориентиров человека, а погружение в личные переживания Петра I приближает его к реальности, превращая императора в нашего современника.