Войти в почту

В Музее Востока состоится выставка работ художника Сергея Опульса

В экспозиции будет представлено около сорока произведений автора, посвященных Центральной Азии, созданных чуть более чем за 40 творчества, – в разные годы с 1980 по 2021 года. Это произведения, написанные маслом на холстах, фанере, дереве и картоне; пейзажи, в том числе архитектурные – с изображением знаменитых культовых памятников прошлого, пейзажи с жанровым мотивом, натюрморты.

В Музее Востока состоится выставка работ художника Сергея Опульса
© Большая Азия

Хан-Тенгри со склона Пика Победы 1995.jpg

Сергей Маркович Опульс родился в Ташкенте 10 мая 1962 года. Там он учился в Республиканском художественном училище имени П.П. Бенькова – классика отечественного искусства, в мастерской Кузнецова В.И., ученика этого знаменитого живописца. Опульс считал себя наследником и продолжателем творческой линии Бенькова. «Моя школа – это школа Павла Петровича Бенькова, среднеазиатский импрессионистический реализм» – говорил С.М. Опульс.

В 1982 году, сразу по окончании художественного училища, на первый взгляд, совершенно неожиданно художник поступает в вертолетное училище в Самарканде. Романтик по натуре, Сергей Опульс с детства мечтал летать и увидеть далекие и неприступные горы сверху, с высоты птичьего полета и даже выше. Тяжелейшие испытания во время Афганского конфликта, через которые прошел Сергей Опульс, привели к переоценке ценностей и ясному осознанию себя художником.

После Афганистана, в 1987 году он переехал в Петербург, где на рубеже веков познакомился со своей супругой, сподвижницей и единомышленницей – Натальей Булгаковой, которая оказала ему поддержку в трудный момент жизни и воодушевила художника на создание новых произведений. Она очень помогла Сергею Опульсу в организации персональных выставок и популяризации его творчества.

Картины, представленные в экспозиции, словно окутаны флером романтики и сказки. При всей конкретике и реалистичности изображенного пейзажа, в пространстве картины вдруг появляются некие персонажи, подобно миражам, возникающие из тумана, знойного марева, немного ирреальные – несмотря на свою убедительную материальность. Такие своего рода гении места, духи гор и пустынь...

Целая серия работ посвящена средневековой святыне – комплексу мавзолеев Шахи-Зинда и другим культовым памятникам древнего Самарканда. Многих художников вдохновляли эти легендарные строения. Петров-Водкин признавался, что «Шахи-Зиндой он понял человеческое зодчество Самаркандии». Опульс зачастую изображал мавзолеи (и другие памятники) на закате или восходе. В час, когда лучи солнца окрашивают стены зданий и холмы в розоватый или красно-оранжевый цвет – цвет жизни, особенно ярко звучащий на фоне ультрамаринового неба. И название «Шахи-Зинда» (в переводе – живой царь) становится полностью понятным и оправданным.

Закат на Зеравшане.jpg

Выставка «Перевал. Афганистан в творчестве Сергея Опульса» готовилась к 60-летию Сергея Опульса. Она оказалась посмертной... Но продолжают жить произведения художника.

Медиаресурс «Большая Азия» является официальным информационным партнёром Государственного музея Востока