Археологическая вселенная Николая Третьякова: как омский художник создал новое направление в искусстве

Новое экспозиционное пространство "Рельефное панно на археологическую тему" (0+) начало работать в Генерал-губернаторском дворце ко дню рождения музея имени М. А. Врубеля. Это зал художника - "шестидесятника", живописца, монументалиста Николая Третьякова. Главный экспонат выставки - его монументальное панно на археологическую тему, которое подражает наскальным рисункам, так называемым петроглифам, расположенным по берегам реки Томь. Николая Третьякова считают основателем омского археоарта, направления, суть которого - в переосмыслении художниками древних образов. Вдохновившись наскальными рисунками, он мастерски имитировал технику их нанесения: контурную и сплошную выбивку, гравировку, прошлифовку. Рельефное панно изготовлено в 1977 году, из тонированного бетона и отличается внушительными размерами - 3,7 х 6 метров. Изображения выглядят масштабно: лоси и совы имеют сходство с настоящими петроглифами ( изображение на камне - прим.ред. ). В этом же зале можно увидеть фотографии наскальных рисунков, которые находятся на памятниках древнего искусства. - Петроглифы за счёт своего рельефа являются хамелеонами. Например, светит яркое солнце в полдень - они теряются, растворяются в камне. Приходится ловить косые лучи солнца либо на восходе, либо на закате, когда тени от рельефа максимально подчеркивают их, - рассказала куратор выставки, заместитель директора музея имени М. А. Врубеля Ирина Симонова. Долгое время панно было скрыто от зрителей. Художник создал его для оформления зала археологии Сибирского края Омского историко-краеведческого музея. Несколько десятилетий в этом зале находился фонд народного искусства. И только в 2022 году он в полном составе был перемещён в специально оснащённое помещение Центра "Эрмитаж-Сибирь": теперь новое экспозиционное проcтранство Генерал-Губернаторского дворца вместе с панно доступно для посетителей. Также зрители могут увидеть здесь и графические работы Николая Третьякова, объединенные в "Алтайскую серию". Художник вдохновлялся архаическими образами, когда бывал в экспедициях. - В 50-х годах на Алтае были найдены знаменитые ледяные курганы скифского времени, знаменитая пазырыкская культура (VI—III вв. до н. э.). Сейчас большая часть находок хранится в Государственном Эрмитаже. Там были и мумии, ведь в то время алтайцы мумифицировали своих умерших вождей. Очень много предметов сохранилось из органических материалов, в частности ковер и войлоки. Вот эта сцена терзания грифона и козла - это именно седельные покрышки ( древнеалтайские мягкие сёдла – прим. ред. ) , из цветных войлоков одного из пазырыкских курганов, - пояснила Ирина Симонова. Работы Николая Третьякова отличаются особой философичностью и глубиной: художника волновали вопросы происхождения искусства. Вот, к примеру "Мелодия древности": первобытный человек играет на скрипке на фоне бизона в пещере. Древние памятники искусства служили для него основой для формирования своих собственных художественных высказываний. Посмотреть на произведения археоарта можно до 5 февраля 2023 года в Генерал-Губернаторском дворце по адресу: улица Ленина, дом 23. Автор: Елизавета Василевич Фото: скриншоты программы "Свободное время" (16+) телеканала "Продвижение" в Омске

Археологическая вселенная Николая Третьякова: как омский художник создал новое направление в искусстве
© Омск Здесь