Искусство жеста
Без единого слова можно сказать очень многое. В этом мы убедились, побывав в курской школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь учатся ребята с нарушениями слуха. Заниматься творчеством им помогают театр мимики и жеста «Акварель», объединение «Поющие руки» и другие проекты. Как это происходит, узнавала наш корреспондент. Поём без слов Знакомство руководителя объединения «Поющие руки» Ольги Шведовой с языком жестов началось в студенческом театре «Ты слышишь». Там этот язык использовался как художественный приём. На одном из спектаклей молодого специалиста заметила директор школы-интерната и пригласила к сотрудничеству. Теперь Ольга учит ребят сценическому искусству и жестовому пению. Шведова признаётся, что мечтала стать в детстве актрисой, училась в музыкальной школе, но поступать решила всё же на педагога. И не ошиблась в выборе. Оказалось, педагогику и сцену можно успешно совмещать, и при этом знание языка жестов очень пригодилось на новом месте. Чтобы в совершенстве освоить язык жестов, пришлось очень потрудиться. К тому же у жестового языка тоже есть разные диалекты, и выучивший их все становится полиглотом. Например, у англичан и американцев схожий лексикон, но языки жестов совершенно разные. А вот у англичан, французов и русских жесты похожи. Объясняется это тем, что в России впервые обучать глухих детей стал француз, а американцев – немец. – Язык жестов очень выразителен. Как и любой другой язык, он со временем претерпевает изменения. Появляются новые реалии, и это находит отражение в языке, – рассказывает Ольга. Только в 2012 году язык жестов официально признали языком. Таким же, как русский или английский. Прежде было расплывчатое понятие «средство межличностного общения». В мире предпринимались попытки унифицировать способ общения немых людей. Был создан международный жестовый язык, где за основу дактиля (пальцевой азбуки. – «КП») взята латынь. Любой язык жестов состоит из дактиля и, собственно, самих жестов. Они в международном языке универсальны, а алфавит используется латинский. Он очень лаконичен по сравнению с разговорными языками, использует его ограниченное количество людей в основном для делового общения. Кроме того, есть язык калька – тот, который когда-то использовали сурдопереводчики в новостных программах. Один и тот же знак может означать разные понятия, всё зависит от того, какой мимикой он сопровождается: например, «противный» и «жестокий». А фразу «несмотря на все обстоятельства, я всё смогу и успею, у меня обязательно всё получится» можно выразить всего-навсего одним взмахом руки. Нравится поднимать настроение зрителям Ребята из школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья переводят вместе с педагогом на жестовый язык и современные, и народные песни. Жестовая песня – особый вид искусства, весьма популярный среди людей с нарушениями слуха. Она представляет собой сплав актёрского мастерства, хореографии, языка жестов. Одна из главных заслуг этого жанра в том, что песня жестов не только помогает эмоционально раскрепоститься, развить творческие способности, снять языковой барьер, но и прекрасный шанс выразить своё «я». – У нас практически все дети (в учреждении обучаются 92 человека. – «КП») начиная с пятого класса приобщаются к жестовому искусству, – говорит заместитель директора учреждения Елена Карпенкова. Одиннадцатиклассник Вадим Бокоч регулярно участвует и побеждает в песенных конкурсах. Жестовым пением он занимается с 13 лет и считает его отличной «гимнастикой для мозга», которая расширяет возможности. Ну а в свободное от занятий время Вадим, как обычный юноша, любит погонять с приятелями в футбол. – Мне нравится поднимать настроение зрителям, – говорит он. – Выбираю жизнеутверждающие песни, интересные мне по звучанию, люблю рэп, хип-хоп, рок. Когда перевожу песню с русского на жестовый язык, стараюсь подобрать красивые жесты, чтобы правильно передать не только содержание, но и смысл песни, – продолжает юный артист. – Затем уже отрабатываю гибкость рук, пластичность движений. Исполнение песен помогает мне передать свои чувства, эмоции, ощутить взаимосвязь со зрителями. Вжиться в образ Отдельное и необычное искусство – жестовая поэзия. Казалось бы, невозможно передать руками рифму. Но хоть самого такого понятия в жестовой поэзии нет, но повторяющаяся конфигурация рук задаёт определённый ритм. А читать стихи можно со сцены жестового театра. Театр помогает раскрепоститься, поверить в себя, не бояться выступать на публике, а заодно обрести новых друзей. Многим слабослышащим свойственна боязнь своего голоса. Но, выступая какое-то время на сцене, ребята перестают, например, стесняться попросить водителя в транспорте остановить на нужной остановке. Развивает театр и талант художника, дизайнера. Декорации, костюмы для него ребята создают сами под руководством педагогов. Выступления на сцене развивают также воображение, память, интуицию, учат принимать нестандартные решения и добиваться своих целей. На первом этапе обучения дети знакомятся с основами актёрского мастерства и пантомимы, развивают с помощью специальных упражнений эмоциональную сферу, внимание, работают над координацией движений. Не обходится без теории – экскурса в историю театра. Ребята узнают особенности театральных жанров, основные приёмы работы актёра над собой и другие нюансы. Успешно прошедшие программу первого этапа обучения переходят на вторую ступень, где знакомятся с более сложными актёрскими техниками, такими как тренировка зрительной памяти и воображения, тренировка мысленного действия, тренировка сценического внимания. Вжиться в образ помогают упражнения на память ощущений и физических действий, самочувствий. И, конечно, много внимания уделяется искусству мимики и жестов. И уже на третьем этапе обучения на первый план выходят, например, театральные и пластические импровизации. К этому времени ребята уже умеют держаться на сцене и готовы нести своё искусство зрителю. Возможности не ограничены Воспитанники и педагоги интерната весьма успешно участвуют в разных фестивалях. На их счету призовые места Международного вокального и театрального конкурса-фестиваля «Время первых», Всероссийского конкурса-фестиваля «Его Величество – Театр!», Всероссийского фестиваля творчества для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Жизнь безграничных возможностей», Всероссийского фестиваля детского творчества «Как взмах крыла», регионального фестиваля творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью «Увидеть мир сердцем», Всероссийского онлайн-фестиваля для людей с ограниченными возможностями здоровья «Уникальные люди» и множества других форумов. Чтобы перечислить все, потребуется ещё половина газетной полосы. Вероника ТУТЕНКО