Новый взгляд на классический сюжет: какой получилась опера "Демон" в Большом театре

Демон, одетый в черные кожаные штаны и берцы, выезжает на сцену на мотоцикле, действие оперы происходит не в горах Кавказа, а в театральном зале, Ангел и няня Тамары, олицетворяющие силы добра, по воле режиссера слились в образе театральной капельдинерши. На Новой сцене Большого театра состоялась премьера оперы "Демон" Антона Рубинштейна в постановке Владиславса Наставшевса.

Новый взгляд на классический сюжет: какой получилась опера "Демон" в Большом театре
© ТАСС

В ситуации, когда Большому театру пришлось скорректировать свои планы, руководство решило включить в репертуар оперы, "которые не так часто играются". Об этом рассказал гендиректор Большого театра Владимир Урин на пресс-брифинге, состоявшемся перед началом премьеры. "Демон" — одна из них, в последний раз эта опера шла на сцене Большого в 50-х годах прошлого века. Постановку спектакля в наши дни доверили молодежной команде.

С вершин Кавказа в театр

Сюжет поэмы Лермонтова — Демон влюбился в юную княжну Тамару, был причастен к убийству ее жениха, очаровал ее, обещал, что она станет "царицей мира", и убил своим поцелуем — в спектакле сильно изменился. Наставшевс — режиссер, сценограф и совместно с Майей Майер художник по костюмам — сочинил собственную версию истории, развивающуюся параллельно: от канонического либретто в ней остались только опорные точки. Все, что между ними, стало другим, наполнилось современными реалиями и позволило посмотреть на романтическую драму и ее оперное воплощение с неожиданного ракурса. При этом не возникает расхождений с текстом либретто, которые вызвали бы недоумение. Происходящее на сцене временами напоминает мистический триллер, невозможно понять, что случается на самом деле, а что — в кошмарном сновидении.

Место действия "Демона" перенесено в оперный театр. Занавес открывается во время звучания увертюры, и зрители видят декорации на Новой сцене — почти зеркальное отражение ее зрительного зала. Вдоль рядов застыли женщины-капельдинеры в форменной одежде. Этот сценический зал постепенно заполняет нарядная публика — артисты хора. Расцветка их платьев и костюмов, по словам соавтора режиссера, художницы по костюмам Майи Майер, напоминает цветовую гамму полотен Врубеля "Демон летящий" и "Демон поверженный". В последний момент входит девушка в вечернем платье с широкими белыми рукавами и, обратив на себя внимание всех, усаживается в зале рядом с симпатичным молодым человеком.

Идет пролог, и Демон яростно восклицает: "Проклятый мир! Презренный мир! Несчастный, ненавистный мне мир!" Она, будто не замечая этого, милуется и нежничает со своим спутником. Это Тамара (Анастасия Щеголева) – начинающая оперная певица — и ее жених князь Синодал (Илья Селиванов). Мужественный отец Тамары князь Гудал (Андрей Валентий) превращен здесь в ее немолодого поклонника и богатого мецената.

Демон-байкер

Романтический Демон (Василий Соколов) бесшумно выезжает на сцену на черном мотоцикле. (По словам режиссера, этот образ родился благодаря картине Врубеля "Демон летящий".) С его появлением налаженная, ровно текущая жизнь разрушается на глазах. В этом спектакле Демон одновременно и падший ангел, и воплощение темных сил, живущих в душе главной героини. Перед нами не властный одиночка, он уже влюблен в Тамару и ею покорен. Голос певца звучит то поразительно нежно, то мощно и страстно.

Сделав Тамару оперной певицей, режиссер рифмует жизнь и театр, рассказывая о надеждах и мечтах любого вокально одаренного артиста: сделать блестящую карьеру, стать прославленным, всемирно известным певцом. И обещания влюбленного Демона — подарить ей целый мир — Тамара воспринимает как возможность реализовать мечту о такой всемирной славе, постоянных аплодисментах и целом море цветов. Но не помешает ли этому брак с князем Синодалом? Подающие надежды певицы, выйдя замуж, частенько превращались в домохозяек… И Синодал гибнет. Не исключено, что Тамара, по замыслу режиссера, хотела бы освободиться от него: не зря она незадолго до смерти жениха появляется на сцене словно ангел смерти, и широкие рукава ее платья распахиваются, подобно белым ангельским крыльям.

В этом спектакле нет ни обозначенной в либретто банды разбойников, уничтоживших охрану князя и его самого, ни схватки с ними, ни физического насилия. Синодал сидит все в том же зрительском кресле, и пульсирующий свет прожекторов пронзает его, словно острия кинжалов. Когда молодой князь покидает этот мир, его наставник — Старый слуга (бас Валерий Гильманов) накрывает все ряды шуршащим покрывалом, словно саваном.

Памятник из цветов

Стремясь к воплощению своей мечты, Тамара переживет смерть жениха и отмахнется от поддержки няни и родных. Известно, что творческий человек, одержимый своей целью, порой кроме нее ничего не замечает. Не зря в этом спектакле светлые силы в меньшинстве: партию Ангела и няни Тамары объединили и передали певице Алине Черташ. По ее словам, при этом "работа была проделана колоссальная, очень интересная, детальная".

Музыка оперы "Демон", известная больше по ее хитовым ариям, исполняющимся на концертах, на самом деле очень неровная, порой в ней узнаются заимствования из произведений других композиторов. Арии в исполнении разных певцов, гуляющие по интернету, порой звучат слишком медленно и распевно. Однако оркестр Большого театра под управлением молодого дирижера Артема Абашева, исполняющий оперу почти без купюр, звучит поэтично, вдохновенно и в то же время очень современно. В его интерпретации музыка Рубинштейна предельно эмоциональна, она психологически точно передает чувства героев.

Голос Анастасии Щеголевой звучит гибко и сильно. Она не только хорошо поет, но и играет на сцене с таким темпераментом и отдачей, как настоящая драматическая актриса. Порадовал и Андрей Валентий, ранее уже несколько раз исполнявший партию князя Гудала в других постановках. Хороши и все остальные певцы.

В финале Тамара не возносится на небеса, как у автора, а снова попадает на сцену. Ей подносят все новые и новые букеты — она уже не может удержать их в руках, цветы складывают к ногам певицы, их гора становится все выше, Тамара исчезает под ней, и цветы превращаются в надгробный памятник. Тем не менее героиня получила то, что хотела. А страдающий Демон становится еще более одиноким.​​​​​​

Ольга Романцова