Бывший рязанский митрополит Павел призвал к пересмотру границ «Есенинской Руси»
Лес рубят – щепки летят
Митрополит Павел, ныне Крутицкий и Коломенский, - сейчас патриарший наместник Московской митрополии, ректор одного из самых известных православных вузов страны – Российского университета святого Иоанна Богослова. Является постоянным членом Священного синода – то есть один из самых авторитетных деятелей Русской Православной Церкви.
Впрочем, рязанцам не нужно перечислять всех регалий – они прекрасно помнят владыку Павла, десять лет возглавлявшего епархию. Этот срок – не только пышные богослужения в кафедральном соборе, но и сотни поездок по самым отдалённым сёлам и деревням Рязанщины. Конечно, множество раз бывал владыка в Рыбновском районе – тут расположен знаменитый Иоанно-Богословский монастырь.
…однажды, еще в пору своего служения в Рязани, митрополит Павел рассказал историю: к нему обратилась бабушка из одной из рыбновских деревень. Не зная уже, где просить помощи и совета, она пришла к священнику в поисках справедливости. А вопрос был совершенно практический – не могла пристроить к дому новое крыльцо вместо покосившегося и полусгнившего старого. Чиновники бабушке объясняли, что теперь она – жительница «Есенинской Руси», а потому - нельзя.
История создания достопримечательного места и тогда была обсуждаемой, и далеко не все одобряли границы территории, которая попала под запрет.
«Воспоминания о Рязани останутся в моём сердце на всю мою оставшуюся жизнь. Замечательный край, замечательные люди! Но, к сожалению, и там были такие люди, которые оставляют горький осадок на сердце. Этим осадком можно считать “проект” “Есенинская Русь”, - рассказывает митрополит Павел. - Когда он только зарождался, я говорил инициаторам - вы обозлите жителей Рыбновского района, и на длительное время застопорите развитие этого прекрасного края.
Основной мотив проекта - сбор денег с населения якобы в бюджет района и области. Проект совершенно не был подготовлен к реализации. Люди жили десятилетиями в своих домах, а завтра просыпаются - и живут теперь в “музейном доме”».
Когда проект создавался – его инициаторы говорили, что не хотят давать олигархам строиться в есенинских местах, меняя вдохновлявшие поэта виды. Но, видимо, «лес рубят – щепки летят». Заложниками декларируемой борьбы «за всё хорошее» стали сотни обычных людей.
В роли попавших под топор инициаторов проекта «щепок» оказались в итоге жители 42 населённых пунктов.
Откроем карту: где Константиново – и где Коростово? Насколько угрожает есенинскому наследию строительство курятника жительницей села Бортное (больше десяти километров от Константинова по прямой; население на 2010 год – 35 человек)? Как умерший в 1925 году Есенин вдохновлялся видами населённого пункта с поэтическим названием «поселок завода Ветзоотехника», заложенного в 1959 году?
«Я больше чем уверен, что во многих землях, объявленных историческим памятником, Сергей Есенин никогда не был, а может быть, и не знал о их существовании, но злое дело сделано», - комментирует митрополит Павел.
И добавляет в адрес инициаторов: «Люди их злое дело помнят, пожиная горькие плоды».
Люди помнят – в Рыбновском районе собрали более 3 000 подписей против одного из инициаторов проекта, зампреда регионального ВООПИиК Игоря Кочеткова.
«Бейте в набат! Требуйте отмены или пересмотра этого безумного запрета!»
Митрополит Павел, будучи главой Рязанской епархии, ещё тогда пытался призвать к благоразумию, говоря инициаторам проекта о нелепости строительных запретов на такой территории: «Организаторы мне говорили: «...всё можно сделать. Надо приехать в Рязань. Написать заявление, оплатить энную сумму за разрешение и строй себе на здоровье». На самом деле всё оказалось намного хуже. Огромные территории оказались заброшенными».
То, что удается построить в соответствии с требованиями даже для самого музея, восторга у многих людей не вызывает. Известный рязанский архитектор сравнил здания с коровниками. Впечатлил результат и митрополита Павла: «Года два или три назад я посещал Рыбновский район и проезжал село Константиново. Меня просто сразило жуткое и уродливое вновь построенное здание перед въездом в Константиново. Вот результат этого безумного проекта “Есенинская Русь”».
«Стремление к наживе всегда оборачивается плохими последствиями. Думаю, что за последние годы Рыбновский район мог бы заметно преобразиться и обогатиться как человеческими ресурсами, так и богато обустроенными жилыми поселениями», продолжает митрополит.
И заключает: «Так хочется воскликнуть, обращаясь к родным и близким моему сердцу рязанцам: «Поднимитесь с колен, дорогие рязанцы! Бейте в набат! Требуйте отмены или пересмотра этого безумного запрета! Рыбновский район должен развиваться и привлекать к себе порядочных жителей. Музей Сергея Есенина должен развиваться, а не погибать и разрушаться».
Напомним, о необходимости пересмотреть границы «Есенинской Руси» говорил губернатор Павел Малков. О последствия для жителей мы писали здесь, также проект оценил архитекторах. О тех, кто поддерживал введение ограничений, можно прочитать здесь и здесь.