Сегодня в Большом театре: воссозданный балет Михаила Фокина "Шопениана"
Сегодня, 30 ноября, пресс-служба ГАБТа анонсирует премьеру воссозданного балета "Шопениана" в хореографии Михаила Фокина и Большого классического па из "Пахиты" в хореографии Мариуса Петипа. У балета "Шопениана" нет сюжета, так как он средствами пластики выражает настроения музыки Шопена. Михаил Фокин сделал две версии постановки. В первом случае это были просто танцы под шопеновские музыкальные пьесы. Для второй постановщик построил единую хореографическую композицию. Это произошло еще в 1909 году. После премьеры в Петербурге балет шёл в Париже с участием Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. В Москве в нем танцевали Матильда Кшесинская, Ольга Спесивцева, Галина Уланова. На сцену Большого театра спектакль впервые пришел в 1932 году. В 2010 году его возобновил Николай Цискаридзе для вечера памяти Галины Улановой. В последний раз балет на этих подмостках исполняли в 2012 году. Балетмейстерами возобновления сегодняшней постановки выступили представители Кировского балета Наталья Большакова и Вадим Гуляев. Постановщики старались не затронуть "фирменный" стиль Фокина – легкий и музыкальный. Партии танцуют Мария Виноградова, Екатерина Крысанова, Анна Никулина, Элеонора Севенард, Артем Овчаренко, Семен Чудин, Вячеслав Лопатин. История балета "Пахита" в большом театре такова. Изначально балет написал французский музыкант и композитор Эдуар Дельдевез. Представление показали в середине XIX века в Петербурге, но потом о ней забыли, пока Мариус Петипа не добавил к ней большое классическое па на музыку Льва Минкуса специально для Мариинского театра. Это случилось в 1881 году. Юрий Бурлака – хореограф постановщик "Пахиты", вернул на сцену более полную версию этого шедевра. После Петипа, спустя сто лет, в Большом театре Гран па возобновили балерина Марина Кондратьева и балетмейстер Петр Гусев в 1988 году. Теперь новую постановку осуществил балетмейстер Юрий Бурлака, специализирующийся на старинной балетной музыке и хореографии. По его словам, это стало возможным потому, что в конце ХIХ века танцовщик Владимир Степанов разработал систему записи хореографических движений, пользуясь которой, режиссер Мариинского театра Николай Сергеев записал 27 балетов. Архив Сергеева служит подспорьем для воссоздания многих балетных спектаклей. В постановке главные партии танцуют Анна Никулина, Элеонора Севенард, Екатерина Крысанова, Кристина Кретова, Артемий Беляков, Владислав Лантратов, Денис Родькин.