В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Цирк, да и только!

Его сносили, а он снова отстраивался. Его взрывали, а он снова восстанавливался. Его даже огонь не взял. Все эти метаморфозы претерпел наш курский цирк. С 28 ноября в начнётся обсуждение и голосование, чьё имя присвоить цирку: иллюзиониста Игоря Кио, дирижёра Ильи Кальмана, клоуна или акробата . Самое время вспомнить, как развивался цирк в нашем городе. Важнейшее из искусств Владимиру Ильичу Ленину приписывают фразу: «Пока народ безграмотен, важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк». Народный комиссар просвещения говорил, что сам лично слышал это от вождя. Правда, в общество этот тезис был вброшен в то время, когда Ленин уже тяжело болел и лично пояснить ничего не мог. Вроде бы Ильич обмолвился только о кино, а цирк «приписали» потом. Бог весть, но мысль правильная – в те годы это были массовые виды искусства, с помощью которых партия могла проводить свою линию. В 20-х годах хозяевами курского цирка были сатирики и музыкальные эксцентрики братья Леон и Константин Танти. Они происходили из старого циркового рода. Их дед Дионис Фepрони, итальянец, приехал на заработки в Россию в 60-х годах XIX века и с успехом разъезжал по стране с бродячими цирковыми артистами. Так что братья ещё с детства стали выступать на цирковой арене, работая в разных жанрах. После Октябрьской революции Танти обратились к революционному репертуару. Они высмеивали бывших представителей буржуазии, прикрывавшихся «революционной фразой», называя в своих номерах их редисками: «сверху красные, а немного поскреби – белые». Так вот оно откуда родом это знаменитое выражение «редиска – нехороший человек»! Из курского цирка? Вполне может быть. Впрочем, сценарист «Джентльменов удачи» говорила, что взяла эту фразу из ленинского наследия, будто бы в одной из записок Владимир Ильич писал, что «Троцкий – это редиска, сверху красный, внутри белый». Однако опять же доказательств документальных не имеется. Но, как видим, сама жизнь связала Ленина с цирком. Несмотря на некоторые успехи 20-х годов, советскому государству не удалось превратить цирк в идеологический инструмент. Об этом немало написано. Ещё в 2006 году публицист писала в журнале «Власть»: «Руководители Союзгосцирка год за годом убеждали ответственных партийных товарищей, что рекордные номера акробатов, чудеса дрессировки и прочие проявления мастерства артистов поднимают престиж страны, особенно во время зарубежных гастролей. А недостаточная идеологическая выдержанность цирковых программ с лихвой покрывается кассовыми сборами. Только в 1950-е годы сеть цирков приносила государству 25–30 миллионов рублей ежегодно, а каждый вновь построенный цирк полностью окупался всего за шесть-семь лет. Так что цирк действительно оказался важнейшим из искусств после кино. Правда, не по воздействию на умы, а по доходам, приносимым в бюджет». Через всё это прошёл и курский цирк. Написано немало воспоминаний. Легендарный курский краевед , с детства обожающий цирк, оставил несколько статей (именно оттуда взят фрагмент о выступлении братьев Танти). Нам остаётся только уважительно и грамотно обойтись с этим наследием, присовокупив, конечно, и факты из других источников. На Георгиевской площади Центром торговой (и, наверное, в таком случае общественной жизни) Курска служила Георгиевская площадь. Это там, где сейчас стоит здание курского цирка. Но площадь была намного больше. Курский историк в одной из своих статей пишет, что она занимала почти три гектара: «По плану 1782 года Георгиевская площадь предназначалась для привоза и продажи на ней хлебов, овощей и прочих «жизненных припасов». В эти базарные дни (по понедельникам и пятницам) на ней полагалось поднимать флаг. Здесь можно было купить разную муку, сено, солому. Лица, имеющие возле площади усадьбы, устраивали здесь постоялые дворы, а для торговли и ссыпки хлебов – лавки и амбары. Во время отправки на Коренную ярмарку товаров на площади останавливались различные обозы». Ну и где ещё найти лучшее место для всяких балаганов? Владимир Степанов приводит такие факты: «Столичная газета «Северная пчела» 6 февраля 1841 года, описывая гулянья в с досадой писала, что на этот раз отсутствовали популярные балаганы Лемана, Робба, Пациани, спрашивала: «Где они?» – и сама отвечала: «Улетели на юг, они теперь в Курске, , в Одессе». Из губернского же Курска разнёсся по всей империи феноменальный цирковой успех курянки Мавры Родионовой, родившейся без рук и ног. На представлениях в балаганах она вязала ртом кружева, низала на нить бисер». В 1907 году цирковой предприниматель Григорий Соббот построил в восточной части Георгиевской площади здание зимнего цирка под деревянной крышей. Но летом 1911 года по так и невыясненным причинам здание снесли. Курск был вынужден довольствоваться только летними шатрами шапито. Но в середине 20-х годов был разработан проект временного деревянного цирка. Он был открыт в мае 1926 года на Георгиевской площади (с 1918 года Пролетарская). Из исторического рассказа Владимира Степанова: «Основной корпус постройки был деревянный, выполненный из тёса, некрашеный, а купол – брезентовый, подвешенный к длинной перекладине, установленной на высоких столбах. К круглому корпусу здания примыкал широкий входной тамбур, в котором были устроены просторные двухстворчатые двери, глядящие на улицу Троцкого, и небольшое окошко кассы. Позади здания цирка теснились деревянные крытые постройки для зверей, конюшня и артистические уборные. Ежедневно по улице Троцкого от Пролетарской площади до Херсонских ворот и обратно важно вышагивал верблюд, ведомый дядей Ефимом, конюхом цирковой конюшни, с рыжих клокастых боков которого свисали два больших рекламных щита, на которых оперативно сообщались новые номера первого отделения и перечисления имён борцов, участвующих во втором отделении представления». С 1926 по 1928 год в этом цирке выступали замечательные советские цирковые артисты: иллюзионист Эмиль Кио (отец Игоря Кио, имя которого входит в список голосования), клоуны Бим и Бом, шут-сатирик , воздушные гимнасты «Четыре чёрта», борец Клеменс Буль. В этом здании, вмещавшем свыше 700 зрителей, ежегодно проходили чемпионаты французской борьбы. На Красной площади В 1937 году на Красной площади был открыт цирк на 1217 мест. Он стал одним из лучших цирковых зданий в то время в СССР. Для него сначала было выбрано место там, где сейчас стоит жилой дом на Красной площади. Бывший Знаменский собор в те годы приспосабливали под кинотеатр «Октябрь». Как пишет Владимир Степанов, «местные власти здесь хотели создать некий культурный центр». Кино и цирк рядом. Нет, право, никуда не деться от ленинской фразы. Но подумали-подумали и решили выбрать другое место: там, где сегодня у нас . Проект здания цирка разработали молодые архитекторы и Аким Зубов (оба, что немаловажно, куряне). А на стройматериалы среди прочего пошли кирпичи из рядом расположенных старинных церквей святителя Николая и святых Флора и Лавра. До самой оккупации цирк на Красной площади радовал курян. Интересно, что всё второе отделение циркового представления в довоенном цирке отдавалось борцам. Во время Великой Отечественной войны фашисты здание цирка взорвали и сожгли. Так что в первые послевоенные годы в летние месяцы в Пролетарском сквере вновь появились шатры шапито. В начале 50-х годов шапито размещались даже на Красной площади. Позже циркачи «переселились» на площадь Добролюбова. Идеальное место Отец Владимира Степанова не только сам любил цирк и водил в него своих детей, но ещё и причастен к появлению в Курске сегодняшнего здания курского цирка. Он работал заместителем председателя Курского горсовета и постоянно ставил вопрос о ходатайстве перед правительством РСФСР о строительстве здания цирка в Курске. Затем, возглавляя горплан, систематически готовил справки для обкома , который добивался перед правительством сооружения в областном центре здания цирка. И вот, наконец, город Курск попал в список ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а конкретно в перечень возводимых в ряде городов страны новых цирковых зданий по типовым проектам. Владимир Степанов пишет, и с ним трудно не согласиться, что «надо отдать должное главному архитектору города Вадиму Георгиевичу Кремлёву, который вместе с другими курскими архитекторами нашёл и определил великолепное место размещения циркового комплекса». Цирк начали строить в апреле 1969 года. Проект здания был разработан во Всесоюзном научно-исследовательском институте зрелищных зданий и был рассчитан на 2000 мест. Здание цирка возводили курские строители. И тут опять в дело вмешался вождь пролетариата. Очень хотелось властям успеть сдать объект досрочно к 100-летию Владимира Ильича Ленина. Однако не справились… Но зато успели к юбилею построить несколько других важных объектов: Центральный универмаг, а также самый большой в то время гастроном «Курск» на площади Перекальского. А открытие цирка состоялось 5 ноября 1971 года. В этот же день для строителей города было дано первое представление в новом пирке. На открытии выступал коллектив «Весёлая арена». Руководил коллективом В.А. Владимиров. Его имя как раз и участвует в голосовании. А дирижировал оркестром Игорь Кальман, только что назначенный главным дирижером Курского цирка (тоже номинант голосования). Из искры возгорелось… 14 декабря 1996 года во время репетиции конной труппы Кантемировых произошёл сильный пожар, в результате которого цирк прекратил работу на 15 лет. Артистов не устроило состояние покрытия арены. Для конных номеров это очень важно. Затеяли работы по ремонту. Надо было «подлатать» каучуковое покрытие, использовались растворители. Далее, как всегда, хватило одной искры… К счастью, результаты технического обследования показали, что цирк можно восстановить без демонтажа основных его конструкций. Попутно решили и в целом привести здание к современным нормам и придать ему современный вид. Проект реконструкции Курского государственного цирка разработали в «Курскгражданпроекте» архитекторы Иван Брагин и Виктор Семенихин. Главным инженером проекта назначили Лидию Шумакову. В ходе реконструкции велось и строительство пожарного резервуара, дизельэлектрической станции аварийного освещения, инженерных сетей, подсобно-вспомогательных помещений. Важнейшим новшеством реконструкции здания стала пристройка вестибюльной части: двухэтажной в виде буквы Т. Позже построили и гостиницу для артистов. Знаменитым клоунам советской эпохи Михаилу Шуйдину и поставили перед главным входом бронзовый памятник. По своим планировочным решениям, техническому оснащению, комфортности нынешний Курский цирк стал одним из лучших в России и, пожалуй, в Европе. За кого голосуем? А сейчас кратко надо всё-таки напомнить о тех, чьи имена стоят в списке для голосования. Илья Кальман (1945 – 2010) – музыкант и дирижёр. Родился в Курске. Учился в Курском музыкальном училище по классу флейты. В 1964 году поступил в Казанскую консерваторию… С 1971 года – главный дирижёр оркестра Курского цирка. В 1994 году первым из цирковых дирижёров России удостоен звания «Заслуженный артист РФ». Виктор Владимиров (1934 – 1996) – акробат, режиссёр. С 1954 выступал с номером «Акробаты-вольтижёры» вместе с женой Таисией. Демонстрировали уникальную комбинацию трюков. С 1964 года был художественным руководителем коллектива «Весёлая арена». В 1975 Виктор и Таисия оставили манеж. В 1985 на философском факультете Виктор защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Цирк как феномен культуры». Михаил Шуйдин (1922 – 1983) – клоун, акробат-эксцентрик. Родился в селе в семье пастуха. В Доме художественного воспитания научился акробатике и умению играть на ударных. Прошёл танкистом всю Великую Отечественную войну, не раз горел в танке, награждён орденами и медалями. После фронта поступил в Государственное училище циркового искусства. Долгие годы выступал в паре с Юрием Никулиным. Игорь Кио (1944 – 2006) – потомственный иллюзионист. Артистический дебют его как самостоятельного артиста состоялся в 1959 году на арене Московского цирка, когда он вышел подменить заболевшего отца. Побывал с гастролями в , , , , Югославии, Германии и в других странах мира. В 1999 году был избран Почётным академиком Национальной академии циркового искусства России. Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников

Цирк, да и только!
Фото: Курская правдаКурская правда