В Пакгаузах на Стрелке состоялась мировая премьера четырёх одноактных балетов «Терезин-квартет»
В Пакгаузах на Стрелке состоялась мировая премьера четырёх одноактных балетов «Терезин-квартет». В этом спектакле необычно всё – от непривычной музыки 30-х-40‑х годов, часть из которой была написана авторами во время заключения в печально известном нацистском концлагере «Терезиенштадт», которую до сих пор знали только музыковеды, до того, как выстроено действо. Всё здесь посвящено числу 4. Четыре балета, четыре хореографа, неутомимый квартет солистов оркестра «La Voce Strumentale», который на протяжении всего спектакля играет за сценой, подсвеченный неярким, светом, подчёркивающим камерность происходящего, и четыре премьерных дня, в которые зрители смогут открыть для себя красоту современного балета. который пока был редким гостем на нижегородских сценах. Название спектаклю дал нацистский концентрационный лагерь Терезиенштадт, в котором во время войны оказались композиторы, музыка которых и звучит в эти дни в Пакгаузах. Он располагался на территории бывшего города Терезин в Чехии и отличался от других лагерей смерти тем, что там содержались учёные, литераторы, политики и музыканты, которых демонстрировали комиссиям Красного креста как людей, смирившихся с судьбой, всем довольных и работающих на благо Рейха. А под маской этого мнимого благополучия, они, смиренные, но несломленные, создавали произведения, в которые вложили всю боль своего существования и всю надежду на мир и свободу. Среди этих композиторов были и Павел Хаас, Ханс Краса, Гидеон Кляйн и Эрвин Шульхоф, музыка которых и стала основой для спектакля. Часть из неё написана была до войны, но в ней ощущается предчувствие надвигающегося бедствия. А часть они создали в самом Терезине. Автор идеи этого уникального проекта, художественный руководитель нижегородского театра оперы и балета Алексей Трифонов, признался, что много лет мечтал подарить эту музыку слушателям, и вот – его мечта сбылась. «Первый раз эту музыку я услышал лет двадцать назад и она меня поразила тем, что это ‑оголённый нерв. Каждую секунду происходит какое-то новое музыкальное событие, а музыка концентрирована в каждой секунде. «Терезин-квартет» — это обращение к чёрным страницам истории человечества, которые были озарены светом музыки. Несмотря на ужасы катастрофы, искреннее творчество остаётся и дарит людям надежду даже в условиях нацистских концлагерей. Именно искусство даёт им шанс подняться над реальностью, показать победу духа, который не сломают никакие лишения. Поэтому наш спектакль — напоминание о том, что при любых обстоятельствах самое важное — ценить жизнь, — уверен Алексей Трифонов. — Два состава струнного квартета солистов оркестра «La Voce Strumentale» проделали огромную работу для того, чтобы чисто сыграть эту сложнейшую для исполнения музыку, для того, чтобы найти в ней правильные смысловые акценты и сопоставить их с работой хореографов». В нижегородском театре с успехом идёт классический балетный репертуар, но до сегодняшнего дня не было проектов, которые знакомили бы нижегородцев с современным хореографическим языком. Надеюсь, что он будет близок не только ценителям балетного искусства, но и молодёжи, для которой эти спектакли окажутся откровениями, открытиями и проводником в мир современного балета. Алексей Трифонов Состав хореографов спектакля поистине звёздный. Это лауреаты национальной театральной премии «Золотая маска» Татьяна Баганова и Максим Петров, а также известные молодые российские хореографы-постановщики Алессандро Каггеджи и Александр Сергеев. Каждый из них нашёл свой уникальный стиль работы с нижегородскими танцовщиками, и максимально ярко раскрыл его в своей работе, что позволило спектаклю показать все тренды современного российского балета. Алессандро Каггеджи рассказал, что его балет – история о надеждах, мужестве и силе человека, который должен найти выход из сложной ситуации. А Татьяна Баганова отметила, что любит квестовый эмоциональный танец, в котором неразрывно сплетены музыка и возможности тела танцовщика, которое откликается на эту музыку и в танце раскрывает глубины её смыслов. «В моём балете достаточно условная история о необходимости людей взаимодействовать друг с другом. Там есть событие, но нет событийного ряда, приводящего к финальной точке. Это фокусирует зрителя на том, что важна каждая секунда нашей жизни, что завтра может ничего и не быть, поэтому так важно ценить жизнь здесь и сейчас», — поделилась Баганова. В балетах и правда, по сути, нет сюжета. Но именно это и интересно. Точный и выверенный домиллисекунд рисунок танца позволяет артистам выразить сложнейшие смешения чувств — от ужаса и боли, которую нельзя не прочувствовать глядя на сцену, до светлых чувств надежды, веры в будущее и любви, которую не остановить никаким преградам. Очень ярко это раскрывается и через подчёркнуто минималистичное оформление спектакля. Полупрозрачная, немного блестящая в темноте газовая ткань кулис то скрывает, то подчёркивает происходящее не сцене, рождая мысль о газовых камерах, в которых погибли тысячи узников фашизма. Тон происходящему на сцене задаёт квартет, на который устремлён свет. Под его рваную, синкопированную музыку и пугающие остротой пиццикато разворачиваются истории любви и гибели, чувственные и устремлённые к зрителю, который на каком-то интуитивном уровне через музыку и танец ощущает всё то, что хотели донести своими произведениями композиторы. Непривычно видеть артистов балета не в классических пачках и костюмах, а почти в современной одежде, стилизованных лагерных робах и даже обтягивающих костюмах, имитирующих обнажённое тело. Этот смелый ход разрушает границу условностей, показывая, что в час великих испытаний люди ничем не защищены и также оголены, как души композиторов, создавших эту необычную, но притягивающую музыку. Наверное, каждый зритель увидит в спектакле что-то своё, перекинув мостик чувств между днём сегодняшним, и событиями войны, далёкими, и одновременно такими близкими… «Сегодня мы раскрываем одну из самых болезненных страниц, которые были в истории человечества. Это тяжёлая тема. И всё же, в этой музыке вы услышите надежду, открывающую лучшие чувства в человеке, и антифашистскую тему, которая снова очень актуальна. Надеюсь, этот спектакль привлечёт молодого зрителя, и театр сможет поговорить с ним об очень важных вещах», — отметил заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович, посетивший премьеру спектакля. Скоро «Терезин-квартет» отправится на первые гастроли — 28 января его покажут на столичной сцене Новой Оперы, и этот показ будет посвящён дню памяти жертв Холокоста, который отмечается 27 января. Но в то же время, этот день – день рождения Моцарта, и Алексей Трифонов признался, что посвящает спектакль обеим этим датам. А пока увидеть премьерный спектакль «Терезин-квартет» можно 25 ноября в 19.00, а 26 и 27 ноября в 18.00 в концертном зале «Пакгаузы на Стрелке». 16+ Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что первый Всероссийский моножанровый театральный фестиваль «Комедiя-ФЕСТ» стартовал в Нижнем Новгороде.