Российские паспорта готовы печатать на отечественных принтерах
Исторически так сложилось, что матричные принтеры, которые МВД использует для печати паспортов, в России не производятся. При этом из-за санкций министерство не имеет возможности закупить это оборудование за рубежом даже теоретически. В связи с этим силовики выразили готовность приобрести нужные электронные механизмы у отечественных разработчиков, если те сумеют их сконструировать в соответствии с определенными требованиями качества. Об этом начальник департамента информтехнологий, связи и защиты информации МВД Юрий Войнов сообщил в Совете Федерации 24 ноября на круглом столе, посвященном поддержке импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Наше работает хорошо
Ранее Евросоюз в рамках пятого пакета санкций, принятого 8 апреля 2022 года, запретил экспорт в Россию некоторых видов продукции для полиграфической индустрии. Под запрет попали многие виды бумаги и картона, пленки, типографские краски, печатное оборудование и запасные части для него.
И так как матричные принтеры, которые МВД использует для печати паспортов, в России не производятся, а санкции не позволяют их закупить за рубежом, силовики были бы рады, если изготовлением нужных электронных механизмов займутся отечественные разработчики.
«Мы, как госорган, не можем сказать: вот вам деньги авансом, и вы нам через три года дайте. У нас немного другая история. Но мы готовы четко, гарантированно сказать: если вы обеспечите нам принтеры, которые будут соответствовать ясным и понятным требованиям, то мы действительно их купим и мы готовы заказать эти объемы», — отметил Юрий Войнов.
Возможно, участие наших производителей в процессе сделает систему более устойчивой и перебои с выдачей удостоверений личности исчезнут в принципе. Напомним, в августе консульский департамент МИД РФ сообщал в Telegram-канале о временном прекращении приема заявлений о выдаче паспорта нового поколения сроком действия 10 лет (то есть с микрочипом с биометрическими данными владельца) в связи с необходимостью переформатирования электронного носителя.
Сомнений в том, что местные предприятия сумеют наладить выпуск высокотехнологичного оборудования, нет. В МВД уже имеют успешный опыт внедрения отечественной аппаратной начинки и программного обеспечения. Глава департамента привел в качестве примера проект создания сервиса автоматизированной фиксации правонарушений в области дорожного движения на базе российской программы «Паутина».
«Здесь мы перешли не только на отечественные решения в части программного обеспечения, но и на использование серверов, в которых на базе российской микроэлектроники применяется аппаратная платформа «Эльбрус». Я считаю, это один из самых высоконагруженных проектов, действующих на основе отечественной микроэлектроники», — подчеркнул глава департамента.
Но, прежде чем проект заработал, пришлось преодолеть некоторые трудности при адаптации закупленных серверов к программным продуктам. Для этого даже пришлось усаживать за один стол поставщиков, разработчиков ПО и микроэлектроники. «Сейчас эта система функционирует должным образом. Есть недостатки, о которых мы знаем, но со временем они будут устранены. Главное здесь то, что отечественное ПО на отечественном железе может и должно работать», — заверил Юрий Войнов.
Для ускорения процесса импортозамещения представитель МВД предложил все вопросы, связанные с обеспечением микроэлектроникой и программными продуктами силовых ведомств, передать в ведение Минпромторга, который должен по соответствующим заявкам министерств и ведомств закупать нужное оборудование с прогнозным горизонтом на пять лет.
Нужно поддержать производителя
В 2021 году правительственным постановлением (№ 1432) был введен запрет на закупку импортных интегральных микросхем, смарт-карт, ноутбуков, планшетов, компьютеров, серверов и светотехнической продукции. Поэтому объективно сегодня госзакупки считаются одним из главных действующих механизмов поддержки отечественных производителей микроэлектроники и программного обеспечения. Но, к сожалению, решения, принятые на государственном уровне, не всегда соблюдаются, отметила на круглом столе проректор Московского государственного областного университета Людмила Бокова. Есть обходные механизмы, которые, по ее словам, не позволяют выйти на закупку отечественному производителю.
Она напомнила, что в постановлении Правительства №145 утверждены правила формирования каталога в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
«И есть правила использования этого каталога. Согласно одному из пунктов правил, в описании товаров и услуг включаются потребительские свойства и иные характеристики, в том числе функциональные, технические, качественные и эксплуатационные. И с учетом методологии определения товаров предусмотрены обязательные и необязательные к применению заказчиком характеристики. При этом необязательные характеристики в описании товаров и услуг могут определять потребность самих заказчиков в отдельных случаях. То есть в связи с какой-то необходимостью», — отметила Бокова.
При этом на законодательном уровне закреплена необходимость обосновывать в обязательном порядке дополнительные характеристики, что отражается в техническом задании. А вот необязательные признаки не подлежат описанию их необходимости, уточнила она.
«И если мы возьмем каталог товаров и услуг, то, например, по позиции «ноутбук» необязательных признаков насчитаем порядка 26. То есть манкировать можно без проблем на уровне количества портов, веса и прочего, тем самым ограничивая принятие участие в закупочных процедурах отечественного производителя», — сказала проректор.
По мнению Людмилы Боковой, следует внести изменения в постановление Правительства, закрепив в правовом поле необходимость обосновывать необязательные признаки «с учетом национального режима» точно так же, как и обязательные. В этом случае лазейка будет пресечена, заверила она.