Пельмени и «БЕСприданница»: в Театре им. Моссовета премьера спектакля Марчелли

Карандышев: Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета.)

Пельмени и «БЕСприданница»: в Театре им. Моссовета премьера спектакля Марчелли
© Мир24

Лариса (хватаясь за грудь): Ах! Благодарю вас! (Опускается на стул.)

И ест пельмени.

В Театре им. Моссовета премьера – Евгений Марчелли выпустил в преддверии 200-летия А.Н. Островского спектакль «БЕСприданница». И, с одной стороны, удивил, а с другой – именно чтобы удивиться, зритель на его постановки и приходит. Выпускник актерского факультета Ярославского театрального училища и режиссерского – им. Б.В. Щукина, пребывая на посту художественного руководителя, успел изменить Театр им. Моссовета до неузнаваемости. Во-первых, репертуар изменился по характеру, а во-вторых, надо понимать, что, покупая билет, теперь рискуешь принять или не принять происходящее на сцене, но вот равнодушным уйти точно не получится. А это ли не главная миссия театра?

При всем уважении к классике, сегодня пьесы Островского звучать, как прежде, безусловно, уже не могут. Проблемы остались, но формы искать приходится новые. И вот Марчелли с этим как раз справляется идеально. Девять столов, по паре стульев, серая стена, официанты, протирающие ботинки, а затем этой же тряпкой столы и… запах пельменей!

Зеркально столы тут протирают не случайно и стулья ставят синхронно – будто зеркало. Невольно вспоминается эпиграф к «Ревизору»: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Надо сказать, что у Марчелли вообще все не случайно. Каждый спектакль – своего рода квест, досмотреть который нужно непременно до конца, чтобы понять, что хотел сказать автор постановки.

- Дорогой бриллиант дорогой оправы требует…

- И хорошего ювелира.

Спектакль Театра Моссовета, как заявляют сами авторы постановки, о губительной силе обманутой любви и о духовной слепоте, бесчувственном равнодушии, отсутствии эмпатии, цинизме, которыми заражен современный человек. Название постановки уже намекает нам на то, что привычных образов ждать не стоит. «БЕСприданница» – и этим все сказано: Лариса, словно, и есть тот самый бес, который мечется и «закипает» все больше и больше, того и гляди лопнет однажды как мыльный пузырь. То ли в ней сидят бесы, которые рвутся наружу, но навсегда не уходят и каждый раз дают о себе знать, когда речь заходит о любви и ненависти.

«Я искала любви. Ее нет. Нечего и искать…»

Красивая внешне Лариса лишь до той поры, пока не раскроет рот. Хотя и в походке ее чувствуется нервозность и противостояние, да что там говорить – одежда: высоченные сапоги, красный купальник, длинный походный плащ… Будто она только что сошла с картинки модного журнала, но почему же она так не свободна?.. И вот тут как раз возникает ряд вопросов: а насколько вообще сегодня изменились нравы и действительно ли мы не являемся заложниками любовных отношений? Браков? И как часто мы выбираем спутника по велению сердца, а не назло бывшему/бывшей? Что остается в наших сердцах после неудачных романов?

Лариса – как кукла в чужих руках. Не случайно отдельную сцену Марчелли делает в духе театра теней. Вместо основного действия на сцене зритель видит то, что остается за кадром, лишь голоса сопровождают эти «немые» сцены.

- Лариса, вы любите меня?

- Да.

Свет. Антракт.

Стоит отметить, что Евгений Марчелли – футурист своего времени, главным принципом которого считали лозунг Маринетти «Слова на свободе!» И перед нами действительно свободное искусство. Свободное от всего – от привычных представлений, от жестких законов сцены, от предрассудков и прочего. Все персонажи этой постановки не то чтобы очень реальны или наоборот отсылают нас к прошлому, они словно, напротив, люди будущего, присутствует здесь и антиэстетизм в определенной степени, и урбанистическая тематика.

И очень важно смотреть внимательно, и читать между строк, и еще важнее – понять, что если что-то упустить, то всех нас в итоге ждет только одно – БЕС… и неважно с приданным или без него.

- Кабы любовь равной была, слез бы не было. Но бывает ли так?

- Изредка, но это уже безе какое-то…

Да, даже самого кроткого человека можно довести до ненависти, даже он может стать заложником бесов… А как поет тут Лариса Дмитриевна! Аж дух захватывает. Но не от того, как сладок ее голос, а от жалости и сострадания, сколько же в человеке боли накопилось… Кстати, говорят, пельмени снятся к исполнению желаний. И вот все тут как во сне, но только сну этому сбыться не суждено. Но в финале Лариса Огудалова оказывается самой живой из всех, пусть несчастливой и уже некрасивой, но живее всех остальных. Всем бесам назло!

Фото в тексте предоставлены пресс-службой Театра им. Моссовета/Лапина Лена