Войти в почту

История русской медицины — это доброта и милосердие

Сегодня нашим гостем стал человек, который, пожалуй, лучше всех разбирается в истоках создания российской государственной медицинской помощи и ведет летопись подвигов врачей России. С Мариной Овчинниковой, заведующей медицинским музеем ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, беседует первый заместитель главного редактора «МН» Андрей Авдонин.

История русской медицины — это доброта и милосердие
© Мир новостей

- Марина Борисовна, вы представляете поистине историческое место…

- Да, идет уже четвертое столетие, как здесь на 17 гектарах в Лефортово на земле, которую предоставил еще Петр I, разместилась первая в России государственная больница, первый военный госпиталь и первый медицинский институт.

В 1706 году вышел императорский указ, а в 1707-м госпиталь построили и с декабря того же года стали принимать раненых и больных. Петр Великий понимал: если гражданам, особенно военнослужащим, не будет обеспечена первая медицинская помощь, то и государства-то не будет.

Мало кто знает, но именно Петр является первым правителем, при котором государство взяло на себя ответственность за здоровье граждан. Ведь до этого была чистая благотворительность по принципу «хочу - лечу, не хочу - не лечу».

БОРЬБА ЗА ПРАВА ПАЦИЕНТОВ

- И как развивалась эта инициатива государя-реформатора?

- Пока Петр жил и правил, он радел о госпитале. Но после кончины императора служащие приказов, коими являлись в основном немцы, учинили «санкции» против россиян. Они отменили разрешение Петра лечиться в госпитале гражданским лицам, женщинам и детям. А где им было лечиться? Ведь вторая государственная больница появилась только в 1763 году!

Но тогдашний первый доктор, придворный врач царя Николай Бидлоо, подчинился - начальство запретило! Да и раненых было много, так что гражданским лицам дали от ворот поворот. Правда, доктор подчинился, но не смирился: он не раз ездил в Петербург и отстаивал право лечиться в госпитале и гражданским лицам.

- Нелегко, наверное, было…

- Он перессорился со всеми чиновниками, нажил множество врагов. Однако придумал такой аргумент: «Когда наш государь создал это учреждение, он прославился на весь мир и еще раз усилил значение русского слова «милосердие».

Этот врач, Николай Бидлоо, даже сам госпиталь спланировал - он стоял посередине участка, будто храм, и у него имелись крылья. В одном крыле располагались пациенты (300 коек), в другом - студенты и врачи, а наверху на куполе был не крест, а статуя Милосердия. Это стало символом и основой русской медицины.

И вот главный врач в письме аргументирует, что царь специально прославил Россию этим милосердием, а вы, значит, мелкие чиновники, хотите уменьшить значение его великого деяния? И как главный смысловой аккорд, как резюме пишет такую строчку: «Да и экономически сначала обоснуйте, а потом принимайте решение. Я, как главный доктор, не вижу, на чем вы решили сэкономить». И ситуация начала в итоге выправляться.

КАДРЫ И ИНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

- Марина Борисовна, насчет петровских чиновников нам понятно, с этими кадрами получается все как всегда. Но вот интересно, а как в те времена решался вопрос с медицинскими кад­рами в России?

- У нас не было тогда своих врачей, и в страну приезжали врачи-иностранцы. Сохранились архивные документы, свидетельствующие, что эти врачи, находясь в России, даже не удосуживались учить язык своих пациентов. При этом жалованье хотели получать очень даже большое.

И вот у нас есть архив древних актов, честь и хвала его сотрудникам, которые сохранили данный архив во время всех войн и революций. Так в этом собрании сохранилась масса судебных актов еще со времен Бориса Годунова. Они рассказывают о том, как залечивали такие чужеземные горе-доктора нашего несчастного пациента. И становится ясно, что пытались привлечь к ответственности таких эскулапов, а они разворачивались и уезжали из России. И что? Мы же вообще оказывались без всякой медицинской помощи.

- Хотя, конечно, еще вопрос: не лучше ли было никакой помощи не иметь, чем вот такую, с залечиванием до смерти?..

- Это так. Но царь Петр был мудрый человек, и в том же указе об основании госпиталя он повелевает устроить медико-хирургическую школу для подготовки врачей. Было набрано 50 учеников, что оказалось революционным начинанием для России с медицинской точки зрения.

В Европе тогда профессия медика было на уровне цирюльников. Как правило, обучались на фронте ученики-подмастерья, они шли на войну и там на практическом опыте и набирались опыта. Отдельно университеты готовили теоретиков медицины, отдельно работали на практике больницы.

У нас же с первого дня - клинический подход. Хирургия в России сразу становится наукой, а ведь в Европе это только в Лейденском университете тогда преподавали. Да и у нас до этого была только школа при Аптекарском приказе, и там только русские ученики учились. Но она была не постоянная, и кадры выпускались так себе...

ХИРУРГИЯ – НАУКА ОСНОВАТЕЛЬНАЯ

- Зато уже при Петре мы поставили хирургическую науку на, так сказать, регулярные рельсы?

- Именно! Вот первые ученики отучились пять лет, и ребята сразу же показали удивительные успехи. А что же при этом делали врачи-иностранцы? Они, конечно, сразу начали волноваться. Ведь кто учился в петровском госпитале? Их будущие конкуренты! И они решили бороться с ними самыми низкими методами: не давать им дипломы, резать на каждом экзамене.

Николай Бидлоо - хоть и голландец по национальности, но наш патриот - пишет Петру: «Я не стыжусь гарантировать за каждого ученика, что наше обучение не хуже европейского». Петр I был сильно рассержен и писал: «Опять чинят помеху лекарскому делу!» Царь постановляет сделать переэкзаменовку в его личном присутствии. И снова ребята показывают прекрасные результаты, и ничего не оставалось этим иностранцам-недоброжелателям, кроме как выдать им лекарские дипломы. Текст дипломов разработал наш главный доктор, и ребята сразу поехали в армию и на флот. Потом пошли новые выпуски, еще и еще, и вот так была заложена основа медицинского образования в нашей стране.

- А как справились с вражески настроенными врачами-иностранцами?

- Царь понимал, что они не успокоятся и будут мешать так или иначе. И он издал указ, что если кто будет препятствовать нашим первым военным и гражданским врачам, то будет наказан в обязательном порядке.

- И кто же шел тогда учиться врачебному делу?

- Это были не дети дворян, аристократии. В военные врачи шли тогда самые простые люди - дети солдат того же Семеновского полка, Лефортовского и Преображенского полков. Шли и из Славяно-греко-латинской академии, потому что обучение велось на латыни. И вот эти мальчики показывали удивительное усердие. Надо сказать, что им и с преподавателями везло.

Здание госпиталя. Акварель Н. Бидлоо. 1725-1735 гг.

ТЕАТР НА ПЕПЕЛИЩЕ

- То есть педагоги были умные и дальновидные?

- Вот один простой пример сердечности и милосердия. Шел 1721 год. Начался пожар, и полностью сгорело здание госпиталя, был уничтожен первый российский анатомический театр с уникальными экспонатами, с учебниками, сгорела аптека… И вот ученики, которые жили здесь же, на территории госпиталя, остаются на пепелище. Главный начал искать деньги на восстановление. Ну хорошо, поддержал император - он так и пишет: «Давать и строить!» Тогда начинают возводить каменное здание госпиталя, основание которого сохранилось до сегодняшнего дня.

- И как же смогли тогда выйти из положения с учениками?

- В те дни главный врач Бидлоо думал еще и о том, как бы поддержать дух, настроение учеников. И поручил создать им первый театр. Вот так!

Первый российский театр в европейском понимании возник именно на территории нашего госпиталя, здесь же была и усадьба главного доктора. Он сам был как архитектор и художник, а ребятам поручили писать тексты пьес и потом их представлять. Педагог хотел, чтобы в дни кризиса они были заняты вот таким интересным делом. В архиве древних актов даже сохранились тексты этих пьес! Смотреть их тогда приезжали император с супругой, российская знать тоже стремилась на тот берег Яузы в уголок доброты и милосердия. Люди знали, что здесь сформировалась такая уникальная территория, на которой каждый может получить помощь…

(Окончание следует.)